Что такое право государственной собственности на землю?

Виды владений

Понятие виды и формы земельной собственности различаются. Когда говорится о видах собственности, предполагается использование её для определённых целей, правовой статус земельного участка, право определять его дальнейшую судьбу.

Земля должна принадлежать владельцу на законных основаниях, закреплённых постановкой на регучет в Росреестре. Это касается как индивидуальных собственников (физ- и юрлиц), так и коллективных.

Постоянное (бессрочное) пользование

Гражданин (юрлицо) может заключать договор о таком виде пользования землей с собственником участка. Данный документ должен быть завизирован вышестоящим органом власти, в ведении которого находится надел собственника.

Участок должен иметь кадастровый номер и регистрацию. Пользование землёй контролируется с точки зрения соответствия хозяйственной деятельности договору.

Бессрочность означает, что физическое либо юридическое лицо могут использовать участок всю жизнь

, но передавать его по наследству не могут.

Таким видом права без оформления участка в собственность обладают органы власти разного уровня, бюджетные, казённые организации, президентские центры.

Лица, имеющие права пользования на землю до 2001 года — даты вступления в действие Земельного Кодекса РФ должны оформлять наделы в собственность, используя стимулирующие и упрощающие процедуры, предпринятые в этом направлении государством.

Пожизненное наследуемое владение

Такое право регламентирует ГК РФ в редакции от 16.12.2019. В ст. 266, ч. 1 записано, что полученный по наследству земельный участок даёт возможность владения и использования наделом наследнику. Он может строить на нём дома, сооружать другие объекты недвижимого имущества с приобретением права владения на него.

Аренда

Это не собственность на надел, а срочное право на пользование им. Оно оформляется договором, в котором устанавливаются права и обязанности обеих сторон — арендодателя и арендатора. Сдавать участки могут все собственники (государство, муниципалитеты, частные и юридические лица).

Основными признаками аренды ЗУ является возмездность, платность, возвратность. То есть договор заключается на определённый срок, за пользование участком требуется платить, по истечению срока возвращать собственнику в оговоренном договором состоянии.

Сервитуты на ЗУ

Это право ограниченного использования наделов для личных целей, принадлежащих другим лицам.

Особенностями сервитутов являются:

  • сохранение за владельцем право распоряжаться наделом, передавать, продавать, сдавать в аренду;
  • внесение фактов обременения в кадастровые акты;
  • возможность получения хозяином платы за использование участка;
  • другие участники сделки лишены возможности приобретения прав владения на данный ЗУ.

Сервитуты подразделяются на частные и публичные. Между ними есть различия:

  1. Публичный сервитут оформляется на основании нормативных актов муниципалитетов или регионов.
  2. Частное обременение является следствием договорённости сторон или постановления суда.
  3. По публичному договору пользование землёй безвозмездное. Частное лицо может назначать денежное возмездие за землепользование.

Мнение эксперта

Егоров Виктор Васильевич

Адвокат с 10-летним опытом. Специализируется в области семейного права. Член коллегии адвокатов.

Регламентирует правовые взаимоотношения по сервитутам ЗК РФ (в редакции 2021). Основы регулирования описаны ст. 23 – в ней рассматривается право наложения ограничения.

Общие особенности вещных правовых норм

Что необходимо знать хозяину земли, как действующему, так и потенциальному, независимо от типа землепользования:

  • Собственником может быть только правоспособный и дееспособный гражданин. Законодательством допускаются случаи, когда в интересах владельца действуют его доверенные представители и опекуны.
  • При совершении сделок ЗУ и постройки на нем, в том числе, капитальные, рассматриваются как одно целое. В договоре они подробно описываются отдельно друг от друга, но передаются новому пользователю или хозяину, как один объект. Нельзя продать дом без надела, на котором он расположен, и наоборот. Аналогично касается дарения и наследства.
  • В частное владение можно получить далеко не каждый участок. Невозможно купить охраняемые земли, наделы в заповедниках, лесных и стратегических зонах.
  • ЗУ, не оформленные в индивидуальное пользование и не являющиеся собственностью муниципалитета, автоматически переходят государству.

Правомочия собственника зависят от вида земельного права. Его общие обязанности устанавливаются законом:

  • Эксплуатировать ЗУ строго в соответствии с земельной категорией и видом разрешенного использования. При необходимости можно обратиться за сменой ВРИ в уполномоченную службу.
  • Уплачивать земельный налог или арендную плату. В случае с наследуемым владением прямым собственником является муниципалитет, поэтому владелец может только использовать надел в личных нуждах. 
  • Поддерживать территорию в надлежащем виде, предотвращать ее запустение, для сельскохозяйственных земель – своевременно вносить удобрения, орошать.
  • Не загрязнять окружающую среду, утилизировать мусор и прочие отходы в строго отведенных для этого местах.
  • Не нарушать права соседей.

Какие земли считаются государственными?

Как уже было сказано, государственными считаются земли, которые не принадлежат кому-то еще, включая граждан, компании и муниципалитет. От имени субъектов могут выступать органы гос.власти. То есть, по закону, осуществлять полномочия пользователя могут законные представители государства – это муниципалитеты, ведомства и даже отдельные граждане.

Государство – это не просто собственник земли. Оно еще и выступает регулятором правоотношений в сфере использования земельных наделов. Это значит, что при нарушении действующих норм и законов, виновное лицо подлежит наказанию, нередко административному штрафу. Есть специальная классификация, которая позволяет распределять земли на категории разного уровня. Представим данные в виде таблицы.

Категория земельКакие именно участки входят в группе
Федеральные наделы
  • земли, на которых расположены сооружения и постройки РФ;
  • представленные казенным или некоммерческим ведомствами, гос.органам;
  • принадлежащие научным академиями;
  • находящиеся в распоряжении госкомпании Росавтодор;
  • другие территории.
Гос.владения, недоступные для передачи
  • со строениями или иными объектами на них находящимися и возведенными по указанию гос.органов;
  • природные территории, находящиеся под охраной гос.органов;
  • леса и земли, расположенные в границах особых экономических зон;
  • резервные земли и территории под застройку;
  • принадлежащие природным монополиями и находящиеся в ведении гос.органов;
  • расположенные рядом с железнодорожными объектами;
  • с/х наделы, переданные гос.учреждениям.
Территории субъектов федерации
  • на них построены субъекты РФ;
  • наделы переданные гос.органам или ведомствам субъектов;
  • с/х земли и территории под дорогами и объектами связи;
  • другие территории.

Приведенная классификация позволит получить полное представление о том, какие территории можно отнести с государственным

Важно еще раз отметить, что есть категории наделов, которые не передаются гражданам, компаниям, даже субъектам федерации ни при каких условиях

Частная собственность на землю

Особенностью частной собственности на землю является её целевое назначение.

Надел предоставляется в собственность для следующих целей:

  • ведение хозяйства;
  • строительство и обслуживание дома и хозяйственных построек;
  • садоводство;
  • дачное или гаражное строительство;
  • осуществление хозяйственной деятельности.

У индивидуальных и коллективных субъектов возникают следующие правомочности относительно собственности на земельный участок.

  1. Право на владение землёй означает её правовой статус, как принадлежащей лицу на законных основаниях вследствие регистрации в Росреестре недвижимости. Владение распространяется на верхний плодородный шар, на природные объекты, которые находятся на участке и на пространство под и над участком, необходимое для её освоения.
  2. Право на пользование участком – это право удовлетворять свои потребности с помощью земельного участка, получать с него урожай и использовать по целевому назначению.
  3. Распоряжение подразумевает под собой возможность определения дальнейшей юридической или фактической судьбы земельного надела.

Земля может находиться в собственности у физических, юридических лиц, а также в общем владении.

Рекомендуем ознакомиться:

Круг юридических лиц достаточно широкий: от хозяйственных обществ до религиозных организаций. Все они должны иметь землю на балансе и должны быть зарегистрированы в Реестре недвижимости.

В случае, когда физическое или юридическое лицо не зарегистрировано в Росреестре, оно имеет право пользоваться земельным наделом на следующих основаниях.

  1. Безвозмездное пользование – этот вид пользования появился в 2020 году. Граждане и юридические лица имеют право реализовывать свое право на землю, заключив договор с её собственником.
  2. Аренда – требует также договора с собственником.

Общая собственность на земельные участки означает коллективное целевое их использование по назначению, не ущемляя интересы и права друг друга. Доходы и расходы на поддержание участка в надлежащем виде, пригодном к использованию, равномерно распределяются между собственниками поровну или зависимо от их доли в собственности.

Общая собственность подразделена на следующие группы.

  1. С выделением доли каждому из совладельцев – при определении части имущества каждого владельца. Каждый собственник несёт ответственность, платит налог и имеет право на урожай только в пределах своей доли.
  2. Без выделения долей – проявляется в совместном землепользовании. Она актуальна, когда невозможно определить долю каждого владельца по решению судебного органа или на условиях договора .Это земли супругов, крестьянские хозяйства, добровольные объединения индивидуальных собственников и т . д.

В случае совместного владения собственниками выступают в кадастре недвижимости несколько субъектов. Кроме того, право владения подразумевает оплату налогов за землю, освоение ресурсов, установку границы, которая проводится совместно всеми владельцами в различных или в одинаковых долях

. Совместное владение предполагает и защиту земли от незаконных посягательств.

Разграничение владения

Земли, которые принадлежат РФ, являются федеральной собственностью. Между тем существуют территории, которыми владеют исключительно регионы. В этом случае говорят о госсобственности субъекта РФ. В 16 статье ЗК предусмотрено, что вопрос, касающийся разграничения публичного владения, разрешается непосредственно Кодексом и прочими нормативными документами. В соответствии со ст. 17 (п. 1), к федеральной собственности относят следующие участки:

  1. Признанные таковыми ФЗ. Категории таких наделов определяются в п. 1 закона, вводящего в действие ЗК.
  2. Право на которые у РФ возникло вследствие разграничения госсобственности на землю.
  3. Приобретенные Россией в соответствии с основаниями, установленными в ГК.

Как происходит образование земельного участка из земель муниципальной собственности

Образование участка из владений муниципалитета происходит несколькими способами:

  • раздел;
  • выделение;
  • объединение;
  • перераспределение.

В каждом из способов есть свои нюансы. Так, запрещено объединять участки муниципальной собственности и предоставленные в бессрочное пользование или безвозмездное срочное использование. Но это правило не действует, если земля предоставляется на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования одному человеку.

Запрещается перераспределять участки между физлицами или юрлицами и муниципалитетом, но только если это не происходит на застроенной территории для её развития, или не для размещения капитальных строений.

Когда земля образовывается путём раздела и объединения, то обязательно необходимо разрешение местной администрации.

Для этого землевладелец, землепользователь или арендатор обращается с заявлением в местные органы самоуправления. К своей письменной просьбе прилагают такие официальные бумаги:

  • кадастровый паспорт;
  • правоустанавливающие документы.

После получения утвердительного ответа, решение местных властей надо зарегистрировать.

За всю процедуру необходимо будет заплатить только госпошлину при регистрации участков. Но если в результате площадь территории станет больше, то эта процедура будет уже платной и её стоимость определяется распоряжениями местной администрации.

Торги, как форма продажи земель государственной и муниципальной собственности

Продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

осуществляется путем в виде аукциона. Благодаря использованию этого варианта, земли могут быть проданы по более высокой цене, а также отпадает необходимость в выборе покупателя.

Торги проводятся в следующем порядке, установленном

  1. Организатор назначает место и время прохождения процедуры, а также разъясняет порядок предоставления заявок на участие в торгах. Извещение помещается на электронном ресурсе организатора, а также в прессе, не менее чем за 30 дней до начала процедуры.
  2. Граждане, желающие принять участие, не позднее 5 дней до начала конкурса подают заявку (посмотреть и скачать можно здесь: ). Каждый претендент имеет право на подачу одного заявления.
  3. Проводятся торги, ведется обязательный протокол. В документе фиксируется окончательная цена.
  4. После выявления победителя происходят расчеты, и составляется договор купли-продажи.
  5. Право на землю официально ставится на учет в назначенном законом порядке.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности

производится лишь в отношении тех наделов, которые описаны вп. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

Список документов

В качестве документов для оформления договора купли-продажи

(посмотреть и скачать можно здесь: ) могут выступать следующие бумаги:

  • паспорт покупателя и документы продавца;
  • технические бумаги на землю;
  • документы, являющаяся основанием для проведения сделки;
  • бумаги, подтверждающие отсутствие обременений;
  • финансовые документы, указывающие на оплату всех необходимых сумм.

Могут потребоваться дополнительные документы во время официальной регистрации сделки в Росреестре.

Основания прекращения права собственности по воле собственника (в добровольном порядке)

По воле собственника, т.е. в добровольном порядке, право собственности прекращается по следующим основаниям.

1) Отчуждение собственником своего имущества (п. 1 ст. 235 ГК РФ) – оборотная сторона приобретения права собственности на основании сделки об отчуждении имущества (п. 2 ст. 218 ГК РФ). Собственник вправе заключить с другими лицами гражданско-правовой договор (например, купли-продажи, мены, дарения и т.д.), предусматривающий передачу принадлежащего ему имущества в собственность другим лицам.

2) Приватизация (ст. 217 ГК РФ) – особый случай прекращения права собственности. Приватизация – передача государственного или муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц. Приватизация выступает в качестве основания прекращения права собственности лишь для государства и муниципальных образований и становится основанием возникновения права частной собственности (граждан и юридических лиц). Она проводится по решению (воле) самого публичного собственника, в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

3) Гибель или уничтожение имущества (п. 1 ст. 235 ГК РФ) – единственное основание прекращения права собственности, гарантированно не являющееся основанием возникновения этого права у другого лица.

Гибель и уничтожение означают необратимое физическое прекращение существования вещи. При этом могут сохраниться отдельные детали, остатки вещи, которые также могут выступать в качестве объектов права собственности.

Гражданский кодекс не разграничивает понятия “гибель” и “уничтожение”. В теории считается, что гибель не зависит от воли субъекта, она – результат случайного события, т.е. под гибелью имущества можно понимать утрату имущества, как правило, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть не зависящих от волеизъявления собственника имущества.

Уничтожение имущества- целенаправленное разрушение вещи, приведение ее в негодность, которое может осуществляться самим собственником или иным лицом.

В судебной практике понятия “гибель имущества” и “уничтожение имущества” отождествляются.

Помимо физического, возможно и юридическое уничтожение вещи, когда физически она продолжает существовать, а юридически – нет. (Например, разделенный земельный участок утрачивает прежний кадастровый номер и юридически превращается в несколько новых объектов.) Однако при этом вместо прекратившегося права на прежнюю вещь возникает право на новую.

4) Отказ от права собственности (ст. 236 ГК РФ) – не совсем основание его прекращения, а скорее возможная предпосылка для приобретения другим лицом права собственности на бесхозяйное имущество (ст. ст. 225, 226 ГК РФ). Другими словами, право собственности лица, отказавшегося от вещи, прекращается не с момента фактического отказа собственника от права на вещь, а с момента приобретения права собственности на нее другим лицом. До приобретения права собственности на вещь другим лицом предыдущий собственник не освобождается от бремени содержания вещи и исполнения иных обязанностей собственника. Иное лицо, в зависимости от ситуации, может приобрести право собственности на вещь, от которой собственник отказался, как на брошенную вещь (ст. 226 ГК РФ), в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ).

Об отказе от права собственности можно сделать объявление (в том числе с использованием средств массовой информации) или совершить иные свидетельствующие о таком отказе действия (скажем, выбросить вещь; поместить вещь в месте сбора мусора и прочих бытовых отходов), в результате чего соответствующая вещь приобретет статус бесхозяйной.

Отказ от вещи должен соответствовать действительному волеизъявлению собственника и не должен быть вынужденным. Само по себе бездействие собственника вещи не свидетельствует по общему правилу о намерении отказаться от права собственности на нее.

Отказ от права собственности допускается только для граждан и юридических лиц. Это право не распространяется на публичные образования – Российскую Федерацию, ее субъектов и муниципальные образования.

Полномочия государства в области земельных отношений

Российская Федерация и ее субъекты наделены широкими полномочиями в области земельных отношений. Функции государственного управления землями включают:

  • установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений (Распоряжением от 3 марта 2012 г. № 297-р Правительство РФ утвердило Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы);
  • разработку и реализацию федеральных программ использования и охраны земель;
  • определение ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
  • ограничение оборотоспособности земельных участков;
  • резервирование земель для государственных нужд Российской Федерации и изъятие земель для государственных нужд, в т. ч. путем выкупа,

а также иные полномочия, определяемые Конституцией Российской Федерации, ЗК РФ, федеральными законами.

И, разумеется, Российская Федерация осуществляет государственное управление землей ─ земельными участками, находящимися в ее собственности.

К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в т. ч. путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.

Продажа участка
1 297 000 руб.
Приозерский район
Площадь участка: 8.71 соток

Подробнее

Продажа участка
682 000 руб.
Ломоносовский район
Площадь участка: 11 соток

Подробнее

Продажа участка
800 000 руб.
Ломоносовский район
Площадь участка: 8 соток

Подробнее

Пользование имуществом гражданами

Приватизированием федерального или муниципального имущества называется его отчуждение в частные владения физических или юридических лиц. Объекты, подлежащие приватизированию, подразделяются на:

  • предприятия;
  • незавершённые строения;
  • земельные территории;
  • жильё.

Доходы от приватизированных объектов поступают в бюджет муниципалитета или субъекта федерации.

Обычным гражданам право собственности на муниципальное имущество может быть передано в результате:

  • продажи на аукционе;
  • договора аренды;
  • выкупа без торгов.

Арендовать земельный участок можно непосредственно у местной администрации, а можно воспользоваться переуступкой. Уступка пользования арендной землёй возможна, если предыдущий арендатор добровольно соглашается передать участок новому пользователю по договору цессии. При этом он остаётся во владении и распоряжении муниципалитета.

Условия выкупа земельного участка включают в себя необходимость проведения публичных торгов. Однако, право государственной или муниципальной собственности на участок земли передаётся некоторым категориям граждан на преимущественных основаниях при соблюдении следующих пунктов:

  • надел находится в аренде непрерывно более 2 лет;
  • условия аренды не нарушались, плата вносилась своевременно.

В таких случаях гражданин имеет возможность выкупа земельного участка без торгов. Получить надел земли можно различными способами, образовав его из уже имеющегося:

  • раздел — например, на муниципальной или государственной территории находится частное строение;
  • перераспределение смежных территорий;
  • выдел.

Имущество, которое было приватизировано частными лицами, может быть использовано только по целевому назначению. Однако, по запросу в органы местного самоуправления цель использования может быть изменена.

Некоторые объекты приобрести в частную собственность невозможно. К таким относятся образования соцзащиты, образования, медицины, жилой фонд. Денежные средства, которые поступают в бюджет от продажи имущества должны быть использованы на содержание и обслуживание социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов, финансирование социальных программ.

Программа приватизации имущественных объектов муниципалитета и федерации должна быть максимально прозрачной. Она утверждается ежегодно, а результаты публикуются в официальных изданиях муниципалитета.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий