Категория земли сельскохозяйственного назначения: состав и особенности использования

Порядок процедуры

В общем случае смена разрешенного пользования землей осуществляется в следующем порядке:

  1. Землепользователь собирает нужные документы и подаёт заявление на имя главы исполнительной власти;
  2. Если заявление составлено корректно, градостроительный и земельный комитеты формируют комиссию;
  3. Комиссия рассылает уведомления о предстоящих слушаниях землепользователям, участки которых находятся в одной зональной территории с участком заявителя;
  4. Проводятся публичные слушания;
  5. По итогам слушаний комиссия принимает решение;
  6. При положительном решении составляется акт о смене ВРИ заявленного участка;
  7. На основании акта вносятся изменения в ЕГРН.

Образец текста заявления можно скачать по этой ссылке. В заявлении должны быть отображены следующие сведения:

  • ФИО и контактные данные землепользователя;
  • Категория земли и адресные ориентиры участка;
  • Текущий и запрашиваемый ВРИ;
  • Причина смены вида землепользования;
  • Перечень прилагаемых документов.

Максимальный срок между рассылкой уведомлений о слушаниях посредством СМИ или почтовых отправлений и принятием комиссией решения устанавливается местным законодательством, но не может превышать 30 дней (п. 7 ст. 39 Градостроительного кодекса).

В ходе публичных слушаний выступает заявитель, аргументируя необходимость смены ВРИ, а заинтересованные лица выражают своё мнение о последствиях изменения землепользования землёй членам комиссии.

Особые мнения и возражения должны быть переданы членам комиссии в письменном виде.

Комиссия при принятии решения руководствуется следующими факторами:

  • Целесообразность изменения ВРИ;
  • Последствия изменения ВРИ для окружающей среды;
  • Правовые и экономические последствия для соседних землепользователей.

Например, если владелец участка для огородничества хочет сменить ВРИ для строительства дома, комиссия может отклонить заявление из-за угрозы затенения соседнего возделываемого участка.

Если комиссия постановляет сменить вид землепользования участка, копия решения направляется всем участникам слушаний. Через 10 дней после вынесения решения составляется акт об изменении ВРИ, копия которого выдаётся заявителю. Заявитель должен обратиться в Росреестр для регистрации изменений в кадастровом реестре, приложив к копии акта следующие бумаги:

  • Копию паспорта;
  • Квитанцию об уплате госпошлины;
  • Заявление на внесение изменений;
  • Кадастровый паспорт на участок.

Новый вид разрешенного землепользования отобразится на кадастровой карте местности в течение 7-10 дней с момента обращения в Росреестр.

При несогласии заявителя с решением комиссии, он может оспорить данное решение в судебном порядке (п. 12 ст. 39 ГрК РФ).

Классы и группы земли сельскохозяйственного назначения весьма разнообразны.

Земли сельскохозяйственного использования отличаются от земель сельскохозяйственного производства, хотя они находятся в одной и той же категории земель – сельскохозяйственной, на основании Земельного Кодекса РФ.

К землям сельскохозяйственного использования относятся земельные угодья, которые могут относиться и к другим земельным категориям, например, населенных пунктов или промышленности, лесного фонда.

В документах это обычно выглядит так: «Категория земли – населенные пункты, разрешенное использование-для крестьянско-фермерского хозяйства». Считается, что такое разрешенное использование носит временный характер, земля передана для конкретных сельскохозяйственных целей гражданам или юридическим лицам для организации сельхозпредприятия. Это могут быть склады, административные здания, дороги и другими объектами инфраструктуры, обеспечивающими процесс сельхозпроизводства.

В статье 77 Земельного Кодекса РФ говорится о том, что землями сельскохозяйственного назначения считаются земли, находящиеся за пределами населенного пункта. Но мы встречаем не единичные случаи, когда земля сельскохозяйственного назначения находится в границах населенного пункта. Таким землям присваивают название – для сельскохозяйственного использования.

Земли сельскохозяйственной категории  для сельскохозяйственного использования, находящиеся в границах населенного пункта  подлежат изменению  их правового статуса на «дачное строительство» или «для индивидуальной жилищной застройки» так как на такие земли и строения на этих землях распространяются статьи  Градостроительного кодекса РФ.( ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГСК РФ)

Поэтому сейчас изменить разрешенное использование с сельхозпроизводства, личного подсобного хозяйства, крестьянско-фермерского хозяйства на дачное строительство и ли жилое строительство можно только путем включения земли в границы населенного пункта или присоединения к уже существующему ДНП( дачное некоммерческое партнерство) или СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество). Если участки действительно фактически соприкасаются.

Если такая земля находится за пределами населенного пункта и даже не соприкасается с ним, то ее можно использовать как по прямому целевому назначению, так и по вспомогательному.

По функциональному назначению земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на две группы:

-сельскохозяйственные угодья (пастбища, сенокосы, пашня, многолетние насаждения)

– несельскохозяйственные угодья (лесопосадки, лесопокрытые, водопокрытые территории, дороги, постройки, сооружения и т.п.).

Сельскохозяйственные угодья – это высокоплодородная земля, на которой можно сажать овощи, зерновые, бахчевые и другие культуры, выращивать сады и плодовые кустарники. Такие земли не подлежат переводу в другие категории вообще, так как находятся под особой охраной государства. Самым ценным видом сельхозугодий является пашня.

Как правило, земля с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного использования( несельскохозяйственные угодья) имеет низкую кадастровую стоимость, значит низкого качества, поэтому выращивать овощи, злаковые и другие полезные культуры просто не получится, но можно использовать для других целей- для дорог вдоль полей, для линий электричества, для постройки гаражей и ремонтных мастерских обслуживающих сельхозтехнику, для водных объектов, складов, малых предприятий по переработке сельхозпродукции и других целей.

Очень жаль, что современные кадастровые паспорта не отражают эти данные для владельцев участков сельскохозяйственного назначения и приходится разыскивать эту ценную информацию в различных других источниках. Эта информация используется при определении кадастровой стоимости каждого участка. Чем выше стоимость, тем плодороднее земля.

Что можно делать на землях сельхозназначения?

Земли сельскохозяйственной категории по-другому называют землями сельхозназначения. То есть это территории, не относящиеся к населенным пунктам, лесному фонду и другим категориям. Землевладельцев волнует вопрос относительно участков для сельскохозяйственного производства что можно делать на них?

Для категории земель сельхозназначения единым классификатором предусмотрены такие ВРИ:

  1. выращивание сельхозпродукции (коды 1.1-1.6);
  2. животноводство, птицеводство, выращивание и заготовка кормов (коды 1.7-1.11);
  3. организация рыбхоза, бортничество (коды 1.12 и 1.13);
  4. научно-исследовательская деятельность в аграрной сфере (код 1.14);
  5. хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15);
  6. ведение личного подсобного хозяйства или ЛПХ (1.16);
  7. организация питомников (код 1.17). В них выращиваются рассада и растения на семена;
  8. обеспечение деятельности сельскохозяйственного предприятия (код 1.18). Строительство уже упомянутого гаража для сельхозмашин относится к этому разделу;
  9. садоводство и огородничество (коды 13.1-13.3).

Земельный кодекс разделяет земли сельхозназначения на следующие группы:

  • пашни, пастбища, сенокосы: наиболее ценные, т.н. с/х угодья, находятся под особой охраной государства;
  • предоставленные для ведения ЛПХ, занятые многолетними насаждениями, коммуникациями, внутренними дорогами (11 ВРИ);
  • с низкой плодородностью (не подходят для пашни), но пригодные для выращивания некоторых культур;
  • занятые сельскохозяйственными постройками (17 ВРИ);
  • занятые лесными массивами;
  • занятые водоемами.

Использование земель сельхозназначения под индивидуальное строительство возможно только при следующих ВРИ:

  1. садоводство и огородничество. Разрешают построить садовый дом, предназначенный для сезонного проживания;
  2. крестьянское (фермерское) хозяйство. Разрешено строительство жилого дома для постоянного проживания на том основании, что для обслуживания фермы человек должен постоянно на ней находиться.

В прочих ситуациях ради возведения дома приходится менять присвоенный вид использования на «индивидуальное жилищное строительство».

Глава 14 Земельного кодекса, в частности ст. 77 раскрывает понятие «земли сельскохозяйственного назначения».​​​​​​​

Особенности

Земли населенных пунктов — это территория, которая предназначена для застройки развития и роста сел и городов. Эти территориальные участки состоят из зон:

  1. общественно-деловых;
  2. жилых;
  3. производственных;
  4. рекреационных;
  5. инфраструктурных (транспортных и инженерных);
  6. сельхоз использования и других.

Больше нюансов о составе и использовании земель населенных пунктов можно узнать тут.

Все это регламентировано статьей 83 ЗК РФ.

Более детально правовой режим земель населенных пунктов мы рассматривали в этом материале.

Земельный и Градостроительный кодекс определяют, что в комплекс зон для сельскохозяйственного использования включаются:

  • сенокосы;
  • пашни;
  • участки с многолетними посадками;
  • пастбища;
  • сооружения и здания, используемые для ведения дачного, сельского, ЛПХ, садоводческого хозяйства.

Отличительной особенностью данных участков сельхозназначения является тот факт, что в сельскохозяйственных целях они применяются вплоть до смены типа их использования в соответствии с генеральным проектом населенных пунктов и инструкцией землепользования и застройки, утверждёнными органами местных администраций, исходя из нужд поселения.

Изменение типа использования возможно только при нормативно закрепленным приоритетом роста и развития населенного пункта, поэтому эти земли могут быть застроены жилыми домами или зданиями другого назначения.

Стоит понимать, что местная администрация имеет право (в рамках своей компетенции) распоряжаться и руководить всеми участками земли сельскохозяйственного использования, которые находятся в границах данного поселения. Это же право распространяется на не дифференцированные землевладения.

Для территорий сельхоз назначения, будущих в границах населенных пунктов, свойственен смешанный порядок правового регулирования, таким образом, несмотря на то, что они входят в текстуру земель населенных пунктов, эти участки никак не лишены народнохозяйственного свойства – применения для нужд аграрного хозяйства.

Можно ли включить земли для сельскохозяйственного производства в состав населенного пункта?

Если имеются достаточные основания для включения земель сельхозпроизводства в состав населенного пункта, такая процедура возможна. Но для этого потребуется обращаться за изменением ген. плана муниципалитета, менять схему планирования и проходить множество согласований. Законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований для перевода участка сельхозпроизводства в состав муниципалитета.

Изменение категории территории возможно, если:

  • надел непригоден для сельскохозяйственного производства;
  • происходит изменение границы муниципального образования;
  • надо разместить объекты коммунального значения;
  • создается особо охраняемая природная зона;
  • планируется добыча полезных ископаемых;
  • имеется согласованный проект рекультивации земель;
  • на участке не выращиваются особо ценные с/х культуры;
  • проводилась экологическая экспертиза надела.

Перечисленные выше условия могут применяться комплексно, либо поодиночке. Иногда достаточно подтвердить, что участок не годится для сельскохозяйственного производства, и его разрешат включить в состав населенного пункта. В других ситуациях требуют экологическую экспертизу или подтверждение низкой продуктивности территории.

Придется учитывать и варианты последующего использования территории. Будущая деятельность должна согласовываться с основаниями для изменения категории, указанными в законе. Процедура эта трудоемкая и требует множества согласований

Особое внимание уделяют пакету документации и наличию обоснования перевода земли в состав муниципалитета. Наши юристы помогут разобраться с подобными трудностями

Как изменить целевое назначение земельного участка

Чтобы осуществить смену категории земли, необходимо придерживаться норм федерального законодательства по отношению к следующим территориям:

  • Земли, принадлежащие государству;
  • Земли, являющиеся собственностью субъектов РФ;
  • Территории, являющиеся собственностью муниципалитетов;
  • Земли, являющиеся частной собственностью.

Переводом земель на различном уровне административного управления из одной категории в другую осуществляется различными органами государственной и муниципальной власти – от Правительства РФ до органов местного самоуправления.

Особо ЗК РФ регулирует вопрос перевода земель поселений в другие категории земли и наоборот. Такие изменения могут проводиться только путем принятия решений об изменении границ поселения. Переход земель различных категорий землепользования в земли особых охраняемых территорий осуществляется на основании ЗК РФ и специальных нормативных актов методом формирования границ особых экономических зон.

Для того чтобы земельный участок перевести из одной категории землепользования в другую, необходимо подготовить документы:

  • Кадастровый паспорт, получаемый при постановке на учет в реестре объектов недвижимости;
  • Проект согласования расположения границ участков с соседними территориями;
  • Документы о проведении процедуры межевания участка.

Учтите, если процесс определения границ участка не проведен, необходимо составить, одобрить проект межевания участка. Особенно необходимо проводить межевание для участка, расположенного в смежных зонах различного целевого назначения.

А также необходимо представить документ о межевании в случае перераспределения границ по причине формирования долевого владения участком.

Для того чтобы более наглядно представлять ситуацию, рассмотрите пример:

  • Существует одобренный проект застройки квартала жилыми помещениями разной этажности. Планируется возвести многоэтажные дома для расселения жителей на постоянной основе, одноэтажные помещения для осуществления культурно-развлекательной деятельности и торговые павильоны;
  • Проект распространяется на территорию частного владения, которая является землей для развития сельского хозяйства и сопутствующей деятельности. Если проект одобрен, то земли собственника из с/х назначения будут переведены в земли СНТ или ДНТ;
  • Если часть земельного надела частного собственника будет использоваться для формирования производства или переработки продукции, которая является сопутствующей при ведении сельскохозяйственной деятельности.

Проект по смене категории землепользования в отношении конкретного участка необходимо согласовать с градостроительными органами при местном самоуправлении или должностными лицами, осуществляющими такие функции.

Для владельца земли остается осуществить главную задачу для реализации смены категории землепользования, которая состоит в обосновании необходимости и целесообразности смены категории землепользования. Подготовьте данные по анализу качества почвы. Чаще всего именно причина понижения плодородности почвы до определенных законом показателей является основной и достаточной причиной для осуществления смены категории земли.

Если участок владельца является сопряженным с территорией поселения, но относится к сельхозугодиям, то подайте заявление на смену категории земли и приложите к акту согласования справку из ГКН.

Чтобы заявление получило решение, необходимо провести административные слушания на уровне городской или областной администрации. Осуществить это можно, если заявление было принято к рассмотрению и подписано должностным лицом. Если администрация определяет срок проведения общественных слушаний по указанному вопросу, то данные о месте и времени проведения появятся на официальном ресурсе администрации в интернете, будут продублированы в местных СМИ.

Любое решение после проведения слушаний оформляется в письменном виде в течение 3 суток и вручается заявителю под расписку.

Как изменить вид разрешенного использования земель сельхозназначения

Отдельные виды участков наделены сразу несколькими статусами целевого назначения. При таких обстоятельствах владелец вправе избрать наиболее удобный для него вариант землепользования в рамках разрешенных видов эксплуатации, не запрашивания специального разрешения у государственных органов.

Дело обстоит иначе, если собственник решил изменить разрешенный вид использования. В таком случае, инициируйте данную процедуру путем подачи заявления в орган местного самоуправления с обоснованием причин необходимости подобных действий.

Наиболее распространенная ситуация, когда у владельца возникает потребность изменить категорию сельскохозяйственной земли на участок для размещения жилых построек. Рассмотрение данных вопросов, как правило, проходит в рамках общественных слушаний.

Порядок изменения целевого назначения земельного участка регламентирован нормами градостроительного законодательства.

Обращение в адрес муниципалитета пишете на имя главы местного самоуправления.

В тексте заявления в обязательном порядке укажите следующую информацию:

  • ФИО и свои контактные данные;
  • паспортные реквизиты;
  • суть обращения и причины, послужившие основанием для обращения с ходатайством (например, строительство жилого дома в связи с необходимостью улучшения жилищных условий);
  • личная подпись и дата оформления заявления.

Срок рассмотрения представленного заявления зависит от специфики выбранной процедуры изменения статуса земельного участка. Если орган местного самоуправления принял решение о вынесение вопроса об изменении категории земли на общественные слушания, то процесс рассмотрения вашего обращения составит не менее 60 дней.

Если же вопрос преобразования земель будет рассматриваться в упрощенном режиме (минуя публичные обсуждения), то решение по вашему заявлению будет принято в тридцатидневный срок. При отрицательном ответе на обращение муниципалитет должен аргументированно обосновать свою позицию и сделать ссылки на положения законов, регулирующих данную сферу деятельности.

Зачастую отказы по смене разрешенного вида использования земель принимаются в связи с отнесением участка заявителя к категории сельскохозяйственных угодий. В таком случае в целях смены режима использования подайте ходатайство о переводе участка в иную категорию (под индивидуальную застройку).

Для инициирования данной процедуры направьте обращение в администрацию, в ведении которой находится контроль за оборотом земель в вашей местности.

Ходатайство должно содержать следующую информацию:

  • ФИО и адрес регистрации заявителя;
  • месторасположение участка;
  • кадастровые и технические характеристики земли;
  • действующая категория участка;
  • предпочитаемая категория участка;
  • обоснование причин смены статуса участка.

Вместе с заявлением подавайте выписку из реестра кадастрового учета и документы, доказывающие ваше право собственности на землю. Если процедуру смены статуса земельного участка инициирует арендатор, то кроме вышеперечисленных документов к заявлению необходимо приложить согласие собственника на преобразование категории.

Положительное решение при данных обстоятельствах принимается в том случае, если преобразование категории участка не повлечет негативных последствий (земля не обладает качествами повышенной плодородности, размер участка не превышает максимально допустимые пределы).

Категории земель и виды разрешенного использования в таблице 2019 года

Земельные наделы сельскохозяйственного назначения – это все угодья, которые могут быть переданы как юридическим, так и физическим лицам под следующие цели:

  • разработка, выращивание и обработка продукции сельского хозяйства;
  • создание инфраструктуры для полного цикла производства сельхозпродукции;
  • ведение исследовательской деятельности в научных и учебных целях.

К угодьям, наделам относятся следующие категории земель:

  • пашня;
  • угодье для покосов и сенозаготовления;
  • пастбище;
  • лесополоса, за исключением лесного фонда;
  • надел, занятый дворами и хозяйственными постройками;
  • земля под многолетними насаждениями.

Отметим, что под ведение сельского хозяйства выделяются земли, пригодные для этого. А для объектов промышленности и иных целей выделяются земли менее ценные и плодородные, не предназначенные для сельскохозяйственных работ.

Все угодья разделяются на категории разрешенного использования. Приведем информацию в виде таблицы.

Категории земельСостав разрешенного использования
Пригодные для ведения сельского хозяйстваВсе земельные участки, находящиеся вне границ поселений
Для сельскохозяйственного производстваУчастки под пашни, выпас скота, сенокос, а также земли под насаждения многолетнего цикла и виноградники
ЛПХ (личное подсобное хозяйство)Наделы, относящиеся к приусадебным и полевым
Садоводство и огородничествоПредоставляемые физическим лицам для посадки и выращивания фруктовых деревьев, ягодных растений, а также овощных и бахчевых культур
Ведение дачного хозяйстваУтратил силу с начало 2019 года.
Угодья для сенокошения, пастбищ , животноводстваСельхозучастки для целей выпаса скота, заготовления кормов, выращивания животных
Организация и ведение крестьянско-фермерского хозяйстваВыделяются земли для уже зарегистрированных юридических лиц, числящихся крестьянским или фермерским хозяйством
Земли под различными постройками сельхозназначенияНаделы с расположенными на них строениями, которые необходимы для осуществления цикла производства и хранения продукции, выращенной и собранной с полей
Земли под объектами иного назначения, не относящегося к сельскому хозяйствуУчастки, которые являются менее плодородного качества, пригодные для промышленного строительства, прокладки магистралей и трубопроводов
Защитные лесополосыЗемли используются для высадки деревьев
Иные сельхозземлиУчастки, используемые для проведения учебных мероприятий и исследовательских работ

Виды разрешенного использования земельного участка

Земли сельскохозяйственного назначения

К землям сельскохозяйственного назначения относят территории, расположенные за чертой населенных пунктов, городских поселений. Обязательным условием выделения этого типа земель является наличие плодородного слоя для ведения на них сельского хозяйства.

Законодательством разграничены два типа земель схожего типа пользования: земли сельскохозяйственного назначения и земли сельскохозяйственного использования. Последние располагаются в границах населенных пунктов и имеют правовой статус земель городских поселений.

Земли сельскохозяйственного назначения делятся:

  • на сельхоз. угодья;
  • земли сельхоз. коммуникаций (дороги, например);
  • земли защитных насаждений;
  • земли под зданиями, обеспечивающими процесс производства сельскохозяйственной продукции.

Отличительная черта земель сельскохозяйственного назначения — они есть средство производства.

Тут вы найдете ответ на вопрос — что можно строить на земле сельхозназначения.

Законы, регулирующие отношения в рамках сделок с землями сельскохозяйственного назначения:

  • Земельный кодекс;
  • Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • Закон «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях»;
  • Закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель»;
  • Налоговый кодекс.

Ограничения, установленные для земель сельскохозяйственного назначения:

  • ограничение на деятельность, проводимую на участке;
  • ограничение на размер участка, находящегося у одного собственника;
  • преимущественные права при покупке земли;
  • ограничения права владения землей для иностранных граждан;
  • установленный перечень лиц и организаций, которые имеют право использовать земли сельскохозяйственного назначения для своих нужд.

Ранее мы обсуждали земли фонда перераспределения.

Земли населенных пунктов

Земельный кодекс РФ дает определение землям населенных пунктов, как предназначенных для застройки и отделенных от других территорий.

Выделяют:

  • сельские населенные пункты,
  • городские населенные пункты,
  • поселения,
  • межселенные территории,
  • муниципальные районы,
  • городские округа,
  • муниципальные образования.

В зависимости от выданного статуса определяются виды управления территориями, а также принимаются решения по определенному типу застройки и развития. Эти данные попадают в градостроительную документацию населенного пункта.

Использование земель городских поселений определяется правовыми актами, которые касаются каждого из типов деятельности в рамках города или поселка. Эти документы регламентируют права и обязанности всех заинтересованных сторон – собственников, арендаторов, муниципальные органы.

Перечень основных нормативно-правовых актов для земель городского поселения:

  • градостроительный регламент,
  • генеральный план поселения,
  • правила землепользования и застройки,
  • функциональные зоны,
  • территориальное планирование.

Важно! Решение об изменении границ земель городского поселения всегда происходит по согласованию органов местного самоуправления с федеральными органами. Переход земель из одной категории в другую не требует согласования с собственниками, прилегающих к городскому поселению земель.

Интенсивное зонирование земель городского поселения приводит к тому, что в рамках городской черты могут сосуществовать фактически участки самого разного землепользования, например промышленные зоны и зоны жилой застройки, зоны специального назначения и сельскохозяйственного пользования

Интенсивное зонирование земель городского поселения приводит к тому, что в рамках городской черты могут сосуществовать фактически участки самого разного землепользования, например промышленные зоны и зоны жилой застройки, зоны специального назначения и сельскохозяйственного пользования.

Такая четкая зональность находит свое отражение в виде разрешенного использования (ВРИ), и определяет, в частности, здания какого типа может быть построено в указанной зоне.

Например, если ВРИ содержит запись «для индивидуального жилищного строительства», собственник такого участка не имеет права на своей земле возводить бетонный завод или ферму с кроликами. Кроме того, данная запись ограничит собственника и в этажности дома — не более 3-х этажей.

Вся информация по вопросу ВРИ участка доступна в открытых источниках. В частности, узнать статус и ВРИ участка можно по публичной кадастровой карте после предоставления данных, которые собственник может найти в кадастровом паспорте земли.

Ответственность за нарушение режима охраны земель сельскохозяйственного назначения

В зависимости от
совершенного противоправного деяния
выделяют следующие виды ответственности:

1) гражданско-правовая;

2) дисциплинарная;

3) административная;

4) уголовная.

Гражданско-правовая
ответственность урегулирована прежде
всего ГК (ст. 12, 15, 16, 329, 1064, 1079, 1098 и др. ГК
РФ), а также отраслевым законодательством
– земельным, водным и т.д. (ст. 57, 62, 76 ЗК
РФ).

Так,
согласно ст. 62 Земельного кодекса РФ
убытки, причиненные нарушением прав
собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев
и арендаторов земельных участков, в том
числе упущенная выгода, подлежат
возмещению в полном объеме в порядке,
предусмотренном гражданским
законодательством.

Статья
76 ЗК РФ предусматривает, что юридические
лица и граждане обязаны возместить в
полном объеме вред, причиненный в
результате совершения ими земельных
правонарушений.

В
соответствии со ст. 57 ЗК РФ государство
и муниципальные образования обязаны
возмещать ущерб, причиняемый изъятием
земельных участков для государственных
или муниципальных надобностей. Эти
случаи определяются как правомерно
причиняемый ущерб.

Гражданско-правовая
ответственность наступает в виде:
возмещения вреда при самовольном занятии
земельного участка, находящегося в
чьем-либо пользовании, землепользователю;
возмещения убытков пользователям земли
(собственникам, землевладельцам,
землепользователям, арендаторам).

Право
собственников, а также владельцев, не
являющихся собственниками, но владеющих
имуществом на основании закона или
договора защищаются прежде всего
вещно-правовыми способами, то есть
предъявлением виндикационного (об
истребовании своего имущества из чужого
незаконного владения) и негаторного
иска (об устранении нарушений, не
связанных с лишением владения) (ст.ст.
301, 304 ГК РФ).

Дисциплинарная
ответственность установлена ТК РФ.

Административная
ответственность наступает за использование
земельных участков не по целевому
назначению, невыполнение обязанностей
по приведению земель в состояние,
пригодное для использования по целевому
назначению (ст. 8.8. КоАП РФ). так, согласно
п. 1.1. ст. 8.8 КоАП РФ неиспользование
земельного участка из земель
сельскохозяйственного назначения,
оборот которого регулируется ФЗ “Об
обороте земель сельскохозяйственного
назначения”, для ведения
сельскохозяйственного производства
или осуществления иной связанной с
сельскохозяйственным производством
деятельности в течение срока, установленного
указанным Федеральным законом, влечет
наложение административного штрафа на
граждан в размере от двух тысяч до пяти
тысяч рублей; на должностных лиц – от
четырех тысяч до шести тысяч рублей; на
юридических лиц – от восьмидесяти тысяч
до ста тысяч рублей.

Уголовная
ответственность установлена УК РФ
предусматривает уголовную ответственность
за порчу земли (ст. 254 УК РФ), т.е. за
отравление, загрязнение или иную порчу
земли вредными продуктами хозяйственной
или иной деятельности вследствие
нарушения правил обращения с удобрениями,
стимуляторами роста растений, ядохимикатами
и иными опасными химическими или
биологическими веществами при их
хранении, использовании и транспортировке,
если данные деяния повлекли причинение
вреда здоровью человека или окружающей
среде.

Рекомендации экспертов

Для владельцев участков для сельскохозяйственного производства, желающих поменять вид использования, сегодня существует дилемма. Она связана с выбором подходящего периода для проведения этой процедуры. Если надел по правилам должен относиться к угодьям, то изменение нужно провести до их утверждения. Если участок не включен в эту категорию, то владельцам целесообразнее дождаться принятия соответствующего нормативного акта.

Однако при этом владельцы должны понимать, что может возникнуть такая ситуация, при которой в соответствии с правилами участок будет отнесен к угодьям со всеми вытекающими из этого последствиями. В связи с тем, что реальных гарантий предотвращения этого нет, правообладателям следует проявлять активность и участвовать в разработке нормативного акта, а также генпланов поселений и округов, в границах которых находятся участки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий