Расшифровка маркировки красок

Правила выбора

В первую очередь необходимо определиться, чего именно вы ждете: кардинальных или кратковременных перемен. Если хотите изменить прическу на долгое время, то следует выбирать химические красители. Они обеспечат насыщенный цвет и стойкость, но также не забывайте о негативном влиянии как на волосы, так и на кожу головы (основной проблемой является сухость). Но данную проблему можно легко решить должным уходом, время от времени делая маски или используя специальные сыворотки и бальзамы.

Физические составы (оттеночные, тонирующие) предоставляют возможность для подбора цвета и позволяют экспериментировать, за счет неглубокого проникновения они предотвращают повреждения волосяного покрова и кожи головы. При выборе такого состава можно слегка изменить и придать волосам необычный внешний вид.

Если вы остановились на натуральных красках, то они не только позволят изменить цвет волос, но и станут средством по уходу за вашими локонами. К недостаткам данных красящих составов можно отнести неширокий выбор цветовой гаммы и недолговечность, то есть после нескольких процедур по мытью головы волосы теряют приобретенный насыщенный цвет. К таковым средствам относят в первую очередь хну и басму. Также нередко женщины в качестве натуральных красителей используют настойку из ромашек, луковую шелуху, шалфей, лимон или их сочетания.

Если вы не хотите ничего изменять в себе, а просто необходимо скрыть седину, которая появилась на некоторых волосах, то для закрашивания подойдут только средства, содержащие аммиак. Для выбора нужного оттенка необходимо учесть количество седых волос (несомненно, в процентном соотношении):

  • если седых на темных волосах меньше половины, то подойдут тона с маркировкой до седьмого (светло-русый) с концентрацией окислителя 6%;
  • если седых больше половины, рекомендовано использовать тона до пятого в холодной цветовой гамме с концентрацией 6–9%;
  • полностью седые или же только меньше 20% темных, то лучше использовать светлые тона от седьмого, так как седину более эффективно можно замаскировать средствами с большим содержанием окислителя.

Порядок обозначения лакокрасочных материалов

Из обозначения продуктов лакокрасочной промышленности можно получить информацию о наименовании, составе и области применения той или иной краски или эмали.

Код продукции состоит из пяти составляющих (у шпатлевок, красок, грунтовок и эмалей) или из четырех (у лаков).

  • Первая составляющая содержит наименование продукта (шпатлевка, эмаль и т.п.)
  • Вторая – показывает основное вещество, из которого состоит лакокрасочная продукция и содержит 2 буквы, например, аббревиатура «КФ» означает, что в состав продукта входит канифоль, аббревиатура «МА» – растительные масла и олифы, «ПА» – поликапролактам и другие полиамиды, а ЖС» – жидкое стекло.

Кроме того, между наименованием и составом через тире указывается дополнительное обозначение, определяющее вид материала (например, «П» обозначает – порошкообразные материалы, «В» – разбавляемые водой)

  • Третья составляющая указывает назначение (условия эксплуатации) продукта (например, «1» обозначает продукцию, стойкую к атмосферным воздействиям, а, значит, сможет защитить изделия на открытом воздухе; «4» указывает на водостойкие материалы; «8» – на материалы, которые можно подвергать воздействию высоких температур). Также, если вы увидите обозначение «0», то это грунтовка, а если «00» – шпатлевка.
  • Четвертая – это просто номер по порядку. Однако, для масляных продуктов цифра в четвертой группе обозначает совсем не порядковый номер, а вид олифы, являющейся их основанием (например, «1» указывает, что краска изготовлена из натуральной олифы, а «5» – из комбинированной).

Кроме того, к номеру часто добавляют букву, раскрывающую дополнительные характеристики материала (например, обозначение «М» указывает на матовый материал, «ВЭ» – содержащий воду).

Пятая составляющая в обозначении – это название цвета (для пигментированных материалов). Если цвет многогранен, то к каждому его оттенку добавляется цифра (зеленая-1, зеленая-2).

Пример

Шпатлевка ЭП-0010 коричневая, где «ЭП» говорит, что основой данной шпатлевки являются эпоксидные смолы, «00» обозначает шпатлевку, 10 –номер, присвоенный при производстве.

Таким образом, производитель обязан предоставлять потребителю полную и достоверную информацию о продаваемых лакокрасочных материалах.

Конечно, запомнить все эти обозначения обычному потребителю практически нереально, зато, выбирая товар перед походом в магазин в интернете и имея под рукой таблицу с обозначениями продукции лакокрасочной промышленности, можно быстро подобрать товар с нужными свойствами, после чего просто забрать его в магазине.

Например, нам необходимо покрасить трубы радиаторов у себя в квартире. Как выбрать подходящую краску? С помощью интернета узнаем, что лучше всего для наших целей подойдет алкидная эмаль, в основе которой содержатся алкидные смолы. Также, важным критерием является то, что эмаль мы будем использовать в помещении, а, значит, в третьей группе символов должна быть «2». Поэтому идем в магазин и выбираем эмаль с маркировкой «ПФ-223».

Масляные краски (определение, виды и свойства)

Масляные краски — достаточно распостраненный, хотя и несколько устаревающий вид лакокрасочных материалов.

Определение масляных красок

Масляными красками называют суспензии неорганических пигментов и наполнителей в олифах, изготовляемых из растительных масел с достаточно высокой способностью к высыханию или маслосодержащих алкидных смол.

Пигменты, содержащиеся в масляных красках

Пигментами в масляных красках служат следующие составляющие ЛКМ: двуокись титана, охра, железный сурик, окись хрома, свинцовый крон и другие.

Наполнители и вспомогательные вещества

Наполнителями, которые применяют производители масляных красок, в основном, для экономии пигментов, могут служить тальк, каолин, слюда и другие.

В качестве вспомогательных (не основных) компонентов в состав масляных красок технологи лакокрасочных производств вводят ускорители сушки краски — сиккативы: растворимые в олифах соли кобальта, марганца, свинца, а также различные поверхностно-активные вещества; последние облегчают диспергирование пигментов и наполнителей при производстве масляных красок.

Существующие виды масляных красок

В лакокрасочной промышленности в основном выпускают масляные краски двух видов: так называемые густотертые (иначе их называют пастообразные) и готовые к употреблению (жидкие масляные краски).

При производстве густотертых масляных красок сначала готовят в смесителе однородную пигментную пасту, а потом растирают ее на краскотерках.

Готовые к непосредственному применению масляные краски получают путем перемешивания всех компонентов в шаровых мельницах или разбавлением густотертых красок олифой.

Применение масляных красок

Масляные краски наносят на поверхность кистью, валиком или распылением.

Не допускается наносить масляные краски на поверхность изделий толстым слоем, т. к. пленка до конца может не высохнуть и потеряет защитные и декоративные свойства.

Образование пленки при высыхании слоя масляных красок обусловлено окислительной полимеризацией растительных масел.

Скорость высыхания масляных красок и защитно-декоративные свойства пленки напрямую зависят от типа применяемого в рецептуре ЛКМ масла и пигмента, а также от условий сушки (температуры, освещенности и т. п.).

Пленки масляных красок, высушенные при комнатной температуре, характеризуются невысокой твердостью и водостойкостью и разрушаются под действием щелочей и кислот.

При повышении температуры сушки технические характеристики (показатели) пленок улучшаются. Например, пленки ЛКМ, высушенные при температуре 250-300 °С, стойки в слабых растворах щелочей.

Свойства масляных красок

Масляные краски просты в использовании, дешевы, что зачастую является определяющим фактором применения их при недорогом ремонте. Основная область их применения — окраска стен, крыш и т. д.

Художественные масляные краски

Помимо масляных красок общестроительного (ремонтного) назначения, важное значение имеют также художественные масляные краски, которые готовят растиранием пигментов в отбеленном рафинированном льняном масле (иногда с добавками орехового или подсолнечного). Эти масляные краски наносят на предварительно загрунтованные холст или древесину

Торгово-промышленная производит качественные масляные краски общего назначения.

Потребителям предлагается высокое качество по низкой цене! По вопросам приобретения масляных красок обращайтесь по телефонам: (4852) 58-14-31, 58-14-32; мобильный.

Лакокрасочные материалы на основе поликонденсационных смол

АУ — алкидно-уретановые. На основе этих смол изготавливают краску для различных поверхностей (наружного и внутреннего использования) — окна, двери, садовые постройки, мебель, паркет, металл. В результате получаются прочные, эластичные износоустойчивые покрытия, которые быстро сохнут и хорошо поддаются шлифовке.

УР — полиуретановые. На основе полиуретановых смол изготавливают грунты, лаки, эмали, которые обладают хорошими физико-механическими свойствами (сухой остаток, толщина пленки, шлифуемость, твердость, износостойкость, химическая стойкость, устойчивость к воздействию температур). Также, благодаря непродолжительной сушке, полиуретаны удобны в работе.

ГФ — глифталевые. Промышленность использует глифталевые смолы, модифицированные различными добавками (растительные масла, жирные и смоляные кислоты). В таком виде они обладают хорошей растворимостью
в органических растворителях, совместимостью с другими пленкообразующими веществами. Глифталевые смолы отличаются высокими электроизоляционными свойствами и хорошей водостойкостью, что позволяет широко применять их для изготовления электроизоляционных пластиков, электроизоляционных лаков и лакокрасочных материалов. Глифталевые смолы имеют повышенную теплостойкость (до 150°С).

ФА — фенолоалкидные. Краски с такой маркировкой являются быстросохнущими, стойкими при температурах до 120 — 130°С, обладают влаго- и маслостойкостью, образуют эластичные пленки.

КО — кремнийорганические. Эмали и краски на основе кремнийорганических смол используют там, где необходима защита от высоких температур (окраска и защита дымовых труб, котлов, электрических печей, электродвигателей,
трансформаторов, печей обжига и крекинга на химических заводах, выхлопных труб и глушителей, двигателей внутреннего сгорания, теплообменников и выпарных аппаратов, внутренних стенок сушильных шкафов, паропроводов
высокого давления, а также хозяйственных нагревательных приборов).

ФЛ— фенольные. Изначально фенол использовался для производства различного рода красителей, но сейчас от этой практики отказываются.

МЛ — меламиновые. Эту смолу используют в качестве связующего материала при производстве ДСП, слоистых материалов на основе древесины.

ЦГ — циклогексановые. Циклогексан представляет собой бесцветную легковоспламеняющуюся жидкость с характерным запахом моющего средства.

МЧ — мочевинные (карбамидные). Предназначены такие краски для наружных работ. Их можно наносить на металлические и деревянные поверхности (гаражные ворота, ограждения, водопроводные трубы).

ЭП — эпоксидные краски. Это популярный вид лакокрасочной продукции, выделяющийся отличной стойкостью и способности перенести разные нагрузки. Краска на основе эпоксидной смолы может применяться на металлических поверхностях, на дереве, пластике, стекле и других видах материалов.

ПЭ — полиэфирные ненасыщенные, ПЛ — полиэфирные насыщенные краски. Это современный вид лакокрасочных материалов, дающий окрашенным поверхностям привлекательный внешний вид, высокую защиту от коррозии и воздействия атмосферных явлений.

ЭТ — этрифталевые. Краски с такой маркировкой предназначены для защиты неметаллических поверхностей (полимеров, брезентов, каучуковых изделий), прорезиненных и ПВХ тканей от атмосферных воздействий, а также для маркировки резиновых электрических кабелей.

ПФ — пентафталевые. Пентафталевая эмаль представляет собой суспензию пигментов и двуокиси титана в пентафталевом лаке. Сюда же добавляются растворители и вещества, ускоряющие процессы полимеризации.

ЭФ — эпоксиэфирные. Эпоксиэфиры являются пленкообразователями для получения однокомпонентных лакокрасочных материалов холодной и горячей сушки. Лакокрасочные материалы холодной сушки получают с использованием эпоксиэфиров, модифицированных стиролом, ненасыщенными жирными кислотами растительных масел, нитратом целлюлозы. Горячей сушки — на основе эпоксиэфиров, модифицированных меламиноформальдегидными смолами.

Правила расшифровки

Хотя разные производители для обозначения оттенка могут использовать различные варианты записи числовой формулы, принцип ее прочтения универсален. Это позволяет профессионалам легко получать нужную информацию для дальнейшей работы. Наиболее важную роль играет порядок цифр.

Первое число

По нему можно определить, к какому оттенку натурального ряда относится выбранная краска. Их всего десять. Нумеруются они от самого темного до самого светлого. Если после первого числа стоит ноль, то цвет чистый, без примесей оттеночных пигментов.

Так черный цвет обозначает число 1.0. Соответственно, разные оттенки коричневого по мере их осветления занимают строчки от 2.0 (глубокий темно-коричневый) до 5.0 (светло-коричневый). Причем, это именно коричневый цвет, а не каштановый, как это принято считать. В каштане могут присутствовать золотые, красные и фиолетовые пигменты, которые тоже имеют соответствующие обозначения.

Краски под номером 9.0 и 10.0 – обозначают светлый и пастельный блонды. Предназначены для очень светлых волос (либо необходимо обязательное предварительное обесцвечивание). В этих оттенках используется самый высокий процент окислителя, поэтому они сильнее всего повреждают волосы.

Второе число

Отделяет первое число от второго обычно дробь или точка. Оно – одно из самых важных. Им обозначена принадлежность оттенка к определенному цветовому ряду, которых всего насчитывается восемь. В каждом преобладает пигмент установленного цвета, задающий основной тон:

  • 0 – зеленого;
  • 1 – сине-фиолетового;
  • 2 – зеленого матового;
  • 3 – оранжево-желтого;
  • 4 – медного;
  • 5 – фиолетово-красного;
  • 6 – фиолетово-синего;
  • 7 – красно-коричневого.

Для начинающих мастеров существует специальная таблица, в которой четко указано, смешивание красок из каких рядов недопустимо. А также, какие оттенки можно получить сочетанием красок из разных групп.

Экспертам она уже не нужна, а новичков может уберечь от фатальных ошибок, особенно при окрашивании стойких красок, вывести которые способна только смывка.

Третье число

Действительно, если рассмотреть этот пример подробнее, то можно понять, что основной оттенок краски – глубокий-темно-коричневый (первая цифра – 5). Но осветлен за счет присутствия добавочного оранжево-желтого пигмента под номером 3 и благодаря ему приобретает золотистый оттенок. Под цифрой 5 прячется красно-фиолетовая гамма, которая и переводит краску с коричневого в каштановый цвет.

Хитрый ноль

Но довольно часто в нумерации красок встречаются нули. Причем иногда их может быть два или даже три. Присутствие нуля способно радикально изменить оттенок краски и подсказать эксперту, насколько хорошо она прокрасит седину.

Вот что он может обозначать в зависимости от своего положения:

  • Если сразу после точки или дроби стоит только ноль – краска относится к натуральному ряду и не имеет дополнительных оттенков. При правильном выборе цвет будет казаться абсолютно естественным.
  • Перед вторым или третьим числом ноль указывает, что содержание этого пигмента очень незначительное, он лишь придает легкий оттенок, практически не влияя на основной цвет.
  • Чем больше нулей стоит после разделительного знака, тем лучше краска справляется с сединой и держится на обесцвеченных волосах.

Важно! Некоторые производители, например, «Шварцкопф» или «Матрикс» используют для обозначения цветов буквы. Принцип их расшифровки такой же, как у цифр, а соответствия легко найти в Интернете в специальной таблице

Таблица классификации

Вещества, содержащиеся в красителе, впитываются в волосы. При этом разрушается естественный пигмент – меланин, а вместо него волосы покрываются искусственным пигментом. Вид косметического средства влияет на уровень стойкости и срок действия краски.

Способ окраскиСтепень стойкостиСроки действияСедина (%)
Осветление___До отрастания корней
Временная окраска0-йСмывается во время мытья волос (за 2 – 3 раза)30
Тонирование, или Прямое окрашиваниеIСохраняется 7 дней30
ПолуперманентIIДержится 4 недели, даже если каждый день мыть голову70
ПерманентIIIСохраняется до отрастания корней100

Перманент

Косметика этой группы эффективно закрашивает седые волосы, изменяет окраску волос на 2 или 3 тона. Придает прическе здоровый блеск. Держится долго: отросшие корни становятся заметными через 5 – 6 недель после нанесения.

Полуперманент

Краситель деликатного действия не содержит аммиака, помогает освежить естественный пигмент, закрашивает седину почти полностью. Держится на локонах месяц, не смывается при ежедневном мытье. Средства этой группы парикмахеры советуют женщинам, красящим волосы первый раз. Выпущено много оттенков красок этого класса.

Палитра полуперманентных красок Капус

Прямое окрашивание

Красящие составы не содержат вредных компонентов – перекиси водорода или аммиака. Препараты тонирования ненадолго закрепляют на растительности основной пигмент. Закрасить седину, осветлить волосы этими составами нельзя.

Временная окраска

Относительно щадящий способ окраски, за счет которого женщина может изменить цвет прически на пару дней. Содержит пероксид водорода, но за счет низкой концентрации вещества и быстрого смывания не успевает серьезно повредить локоны.

Обесцвечивание /осветление

Радикальный метод, помогающий брюнетку превратить в яркую блондинку. В красящих препаратах содержится перекись водорода. Поэтому после осветления повреждается ядро волос, усиливается ломкость и выпадение.

Виды лакокрасочных материалов

Все лакокрасочные материалы делятся в зависимости от количества связующих веществ и их количества. Среди основных разновидностей таких материалов:

Водоэмульсионные краски, где связующим веществом выступает обычная вода. А наполнители в таком виде красок могут быть самыми разными. Водная краска на клеевой основе хотя и является довольно стойкой, но легко может смываться обыкновенной водой. Обычно ее приготавливают самостоятельно, используя в качестве компонентов: клей, мел и красители, для достижения нужного оттенка.

Известковые краски не обладают такой же стойкостью. Изготавливают их из негашеной извести и различных цветовых пигментов. Для большей стойкости в эту краску при приготовлении добавляют немного растительного масла или олифы.

Водно-дисперсионная краска пред непосредственным нанесением на поверхность, разбавляется водой и в нее добавляется нужный пигмент. Но после высыхания такая краска не смоется водой. Чтобы приготовить такую краску, применяют: ПВА, каучуки, акрилы. Самыми эффективными и стойкими считаются акриловые краски.

Масляная краска изготавливается на основе олифы в сочетании с несколькими другими компонентами. Эти краски обладают специфическим запахом, но их расход меньше, а качество и внешний вид после нанесения – эффектнее.

Эмали относятся к неводным краскам и чаще всего применяются при окрашивании полов. Они более выносливы к истиранию и механическим воздействиям. Пример – эмаль ПФ-115.

Нитрокраска приготавливается на основе нитролака и могут быть матовыми, прозрачными и кислотными. Чаще всего применяются в окрашивании разных предметов мебели. Наносится нитрокраска тонким слоем, поэтому необходимо для полного окрашивания нанести несколько слоев, хотя каждый слой высыхает практически моментально.

В основе приготовления лаков лежат смолы или полимеры, а растворителями могут выступать ацетон, олифа, этанол или эфирные масла. Хотя лаки имеют привлекательный блестящий вид, они чаще применяются в защитных целях для деревянных или металлических конструкций.

Краска-грунтовка используется как промежуточный этап между обработкой и покраской поверхностей. Их основная цель – создать надежное соединение краски с поверхностью. Грунтовки приготавливаются на основе цинка, металлического цинка, алкидной грунтовки, эпоксидов и полиуретана.

Шпатлевки предназначаются для выравнивания внешних поверхностей зданий. Могут быть масляными, клеевыми и лаковыми. После нанесения, декоративные шпатлевки не нуждаются в покраске, в отличие от шпатлевок обычных.

Правила расшифровки

Хотя разные производители для обозначения оттенка могут использовать различные варианты записи числовой формулы, принцип ее прочтения универсален. Это позволяет профессионалам легко получать нужную информацию для дальнейшей работы. Наиболее важную роль играет порядок цифр.

Первое число

По нему можно определить, к какому оттенку натурального ряда относится выбранная краска. Их всего десять. Нумеруются они от самого темного до самого светлого. Если после первого числа стоит ноль, то цвет чистый, без примесей оттеночных пигментов.

Так черный цвет обозначает число 1.0. Соответственно, разные оттенки коричневого по мере их осветления занимают строчки от 2.0 (глубокий темно-коричневый) до 5.0 (светло-коричневый). Причем, это именно коричневый цвет, а не каштановый, как это принято считать. В каштане могут присутствовать золотые, красные и фиолетовые пигменты, которые тоже имеют соответствующие обозначения.

Для русой натуральной палитры выделено три номера – от 6.0 (темно-русый) до 8.0 (светло-русый). Но и этот тон имеет множество дополнительных оттенков. Русая палитра – одна из самых богатых, так как оттенок отлично миксуется с другими. И для обозначения его вариаций как раз и нужны добавочные цифры.

Краски под номером 9.0 и 10.0 – обозначают светлый и пастельный блонды. Предназначены для очень светлых волос (либо необходимо обязательное предварительное обесцвечивание). В этих оттенках используется самый высокий процент окислителя, поэтому они сильнее всего повреждают волосы.

Второе число

Отделяет первое число от второго обычно дробь или точка. Оно – одно из самых важных. Им обозначена принадлежность оттенка к определенному цветовому ряду, которых всего насчитывается восемь. В каждом преобладает пигмент установленного цвета, задающий основной тон:

  • 0 – зеленого;
  • 1 – сине-фиолетового;
  • 2 – зеленого матового;
  • 3 – оранжево-желтого;
  • 4 – медного;
  • 5 – фиолетово-красного;
  • 6 – фиолетово-синего;
  • 7 – красно-коричневого.

Для начинающих мастеров существует специальная таблица, в которой четко указано, смешивание красок из каких рядов недопустимо. А также, какие оттенки можно получить сочетанием красок из разных групп.

Экспертам она уже не нужна, а новичков может уберечь от фатальных ошибок, особенно при окрашивании стойких красок, вывести которые способна только смывка.

Третье число

Действительно, если рассмотреть этот пример подробнее, то можно понять, что основной оттенок краски – глубокий-темно-коричневый (первая цифра – 5). Но осветлен за счет присутствия добавочного оранжево-желтого пигмента под номером 3 и благодаря ему приобретает золотистый оттенок. Под цифрой 5 прячется красно-фиолетовая гамма, которая и переводит краску с коричневого в каштановый цвет.

Хитрый ноль

Но довольно часто в нумерации красок встречаются нули. Причем иногда их может быть два или даже три. Присутствие нуля способно радикально изменить оттенок краски и подсказать эксперту, насколько хорошо она прокрасит седину.

Вот что он может обозначать в зависимости от своего положения:

  • Если сразу после точки или дроби стоит только ноль – краска относится к натуральному ряду и не имеет дополнительных оттенков. При правильном выборе цвет будет казаться абсолютно естественным.
  • Перед вторым или третьим числом ноль указывает, что содержание этого пигмента очень незначительное, он лишь придает легкий оттенок, практически не влияя на основной цвет.
  • Чем больше нулей стоит после разделительного знака, тем лучше краска справляется с сединой и держится на обесцвеченных волосах.

Так, в профессиональной линии «Капус» под номером 6.03 в палитре стоит «темный золотистый блонд», который очень близок к натуральному (это нам подсказывает ноль после точки). А золотистый оттенок получается благодаря добавлению в русую основу небольшого количества теплого желто-оранжевого пигмента (номер 3).

Важно! Некоторые производители, например, «Шварцкопф» или «Матрикс» используют для обозначения цветов буквы. Принцип их расшифровки такой же, как у цифр, а соответствия легко найти в Интернете в специальной таблице

Маркировка водоэмульсионных составов

Особенностью красок эмульсионного типа является возможность их разбавления водой. Такие составы можно без проблем наносить на стены. Такое качество прописывается в маркировке на таре с краской – В, ВЭ, ВД. К преимуществам группы относятся:

  • высокая экономичность;
  • безопасность – как экологическая, так и пожарная;
  • большая область использования красок – их даже можно применять при обработке загрунтованного металла.

Делятся эмульсионные ЛКМ на несколько разновидностей:

  • поливинилацетатные – их кратко обозначают ПВА;
  • акриловые такие составы быстро высыхают и могут наноситься на большинство поверхностей;
  • водно-дисперсионные – ни огнеустойчивы и не имеют резкого запаха;
  • водоэмульсионные – отлично зарекомендовали себя при отделке комнат с повышенной влажностью;
  • латексные и силиконовые.

Маркируются водоэмульсионные краски не во всех случаях. Часто на таре все особенности использования материала указываются словами. Маркировка водоэмульсионных красок довольно проста, если разобраться в последовательности расположения символов.

Это интересно: Инструмент для дачи и огорода — распишем по порядку

Расшифровка названий

На банках с краской, лаком, грунтовкой или шпатлевкой стоит некий “шифр”. Эти знаки могут многое рассказать и призваны упростить покупателям выбор товара. Прежде всего, на упаковке должно быть указано название материала — краска, эмаль, лак и т. д (первая группа знаков). Далее идет вторая группа знаков, указывающая на основу материала в банке или бутылке. Это зависит от химического состава.

Например, алкидная эмаль ПФ-115. Буквенное обозначение “ПФ” говорит о том, что эмаль изготовлена на основе пентафталевого связующего, первая цифра 1 — для наружного применения, 15 — каталожный номер.

По типу основного связующего лакокрасочные материалы подразделяются на:

Лакокрасочные материалы (ЛКМ) на основе поликонденсационных смол:

  • АУ — Алкидноуретановые
  • УР — Полиуретановые
  • ГФ — Глифталевые
  • ФА — Фенолоалкидные
  • КО — Кремнийорганические
  • ФЛ — Фенольные
  • МЛ — Меламиновые
  • ЦГ — Циклогексаноновые
  • МЧ — Мочевинные (карбамидные)
  • ЭП — Эпоксидные
  • ПЛ — Полиэфирные насыщенные
  • ЭТ — Этрифталевые
  • ПФ — Пентафталевые
  • ЭФ — Эпоксиэфирные
  • ПЭ — Полиэфирные ненасыщенные

Лакокрасочные материалы (ЛКМ) на основе полимеризационных смол:

  • АК — Полиакрилатные
  • АС — алкидно-акриловые краски
  • МС — Масляно- и алкидностирольные
  • ВА — Поливинилацетатные
  • НП — Нефтеполимерные
  • ВЛ — Поливинилацетальные
  • ФП — Фторопластовые
  • ВС — На основе сополимеров винилацетата
  • ХВ — Перхлорвиниловые
  • КЧ — Каучуковые
  • ХС — На основе сополимеров винилхлорида

Лакокрасочные материалы (ЛКМ) на основе природных смол:

  • БТ — Битумные
  • ШЛ — Шеллачные
  • КФ — Канифольные
  • ЯН — Янтарные
  • МА — Масляные

Лакокрасочные материалы (ЛКМ) на основе эфиров целлюлозы:

  • АБ — Ацетобутиратоцеллюлозные
  • НЦ — Нитроцеллюлозные
  • АЦ — Ацетилцеллюлозные
  • ЭЦ — Этилцеллюлозные

Если нужна грунтовка, ищите на упаковке после букв — 0, если хотите купить шпатлевку, — 00. Но это еще не все… Чтобы не покрасить крышу краской для внутренних дверей, а стены в ванной — фасадной краской, нужно знать что, после дефиса стоят цифры, указывающие, для каких работ этот материал предназначен.

  • 0 — грунтовка
  • 00 — шпатлевка
  • 1 — атмосферостойкая (для наружного применения)
  • 2 — ограниченно атмосферостойкая (для внутреннего применения)
  • 3 — консервационные краски
  • 4 — водостойкие
  • 5 — специальные эмали и краски
  • 6 — маслобензостойкие
  • 7 — химически стойкие
  • 8 — термостойкие
  • 9 — электроизоляционные и электропроводные.

Вторая и последующая цифры обозначают номер разработки и на бытовом уровне никакой информации не несут. И лишь у масляной краски (МА) вторая цифра обозначает вид олифы.

Между второй и третьей группами знаков ставится дефис (эмаль МЛ-12, лак ПФ-2). После номера, присвоенного материалу, допускается также добавлять буквенный индекс, характеризующий некоторые особенности материала. Например, ГС — горячей сушки, ХС — холодной сушки, ПМ — полуматовый и т. п.

Цвет материала, который ставится в конце шифра, обозначается полным словом — голубой, желтый и др. Рассмотрим обозначения некоторых лакокрасочных материалов. Например, “Эмаль ХВ—113 голубая” — эмаль перхлорвиниловая, для наружных работ, голубая.

Четвертая группа — это просто порядковый номер, присвоенный лакокрасочному материалу при его разработке, обозначаемый одной, двумя или тремя цифрами (эмаль МЛ-111, лак ПФ-283). Пятая группа (дляпигментированных материалов) указывает цвет лакокрасочного материала — эмали, краски, грунтовки, шпатлевки — полным словом (эмаль МЛ-1110 серо-белая). Исключения из общих правил: При обозначении первой группы знаков для масляных красок, содержащих в своем составе только один пигмент, вместо слова “краска” указывают наименование пигмента, например “сурик”, “мумия”, “охра” и т. д. (сурик МА-15).

Для ряда материалов между первой и второй группой знаков ставятся индексы:

  • Б — без летучего растворителя
  • В — для водоразбавляемых
  • ВД — для вододисперсионных
  • ОД — для органо-дисперсионных
  • П — для порошковых

Третью группу знаков для грунтовок и полуфабрикатных лаков обозначают одним нулем (грунтовка ГФ-021), а для шпатлевок — двумя нолями (шпатлевка ПФ-002). После дефиса перед третьей группой знаков для густотертых масляных красок ставится один ноль (сурик МА-015).

В четвертой группе знаков для масляных красок вместо порядкового номера ставят цифру, указывающую, на какой олифе изготовлена краска:

  • 1 — натуральная олифа
  • 2 — олифа “Оксоль”
  • 3 — глифталевая олифа
  • 4 — пентафталевая олифа
  • 5 — комбинированная олифа

В некоторых случаях для уточнения специфических свойств лакокрасочного покрытия после порядкового номера ставят буквенный индекс в виде одной или двух прописных букв, например:

Общие символы при маркировке красок

Все изделия обозначаются определенным набором букв и цифр, порядок маркировки красок определяется группой, к которой они относятся. Для начала рассмотрим общие символы. Две первые буквы определяют тип основного связующего элемента ЛКМ:

  • АД – полиамидный;
  • АК – в основе применяются полиакрилаты;
  • АУ – алкидно-уретановый;
  • АС – сополимеры полиакрила;
  • АЦ – ацетилцеллюлозный;
  • БТ – битумный;
  • ВА – поливинилацетатный;
  • ВН – база — винилы и винилацетаты;
  • ВС — сополимеры поливинилацетатов;
  • ГФ – глифталевые смолы;
  • ЖС – силикатный;
  • КФ – канифольный;
  • КО – кремнийорганические смолы;
  • КЧ – каучуковый;
  • МА – растительные масла;
  • МЛ – меламиноалкидный;
  • НЦ – нитроцеллюлозный;
  • ПФ – пентафталевые смолы;
  • УР – полиуретановый;
  • ФА – фенолоалкидный;
  • ХВ – хлорвиниловый;
  • ШЛ – шеллачный;
  • ЭП – эпоксидные смолы;
  • ЭЦ – этилцеллюлозный;
  • ЯН – янтарная смола.

Перед описанием основы в маркировке красок может стоять еще одно буквенное обозначение:

  • Б – без растворителя;
  • В – разбавляемая водой;
  • ВЭ – водоэмульсионная;
  • ВД – водно-дисперсионная.

После букв в маркировке красок расположены числа, указывающие на область применения, а также номер, присвоенный изделию на заводе.

  • 1 – наружное применение (атмосфероустойчивая);
  • 2 – внутреннее применение (ограниченная атмосфероустойчивость);
  • 3 – консервационные изделия для защитных работ;
  • 4 – водостойкие;
  • 5 – эмали;
  • 6 – бензино- и масло устойчивые;
  • 7 – химически устойчивые;
  • 8 – термоустойчивые;
  • 9 – электроизоляционные;
  • 0 – грунтовка;
  • 00 – шпатлевка.

В маркировке красок после цифр может находиться одна или две буквы, описывающая особенность данного продукта:

  • ХС – применяется холодная сушка;
  • ГС – горячая сушка;
  • ПН – обладает пониженной горючестью;
  • НГ – негорючий материал;
  • М – матовая поверхность;
  • ПМ – полуматовая поверхность.

При маркировке ЛКМ для отделочных работ цвет указывается без зашифровки словами (серая, синяя и т.д.).

Маркировка цветов применяется для автомобильных красок. Причем единой маркировки цветов не существует, каждый производитель применяет маркировку цвета собственного составления. При необходимости владельцам автотранспорта следует обнаружить на своей машине код (зачастую указан на крышке багажника или дверном проеме) и по данной маркировке цвета подобрать нужный оттенок.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий