Классификация масляных красок

Технические характеристики и свойства масляных красок

Для правильного выбора красящего материала необходимо ориентироваться в его характеристиках. Для масляных красок такими параметрами являются:

  1. Твердость пленки, которая образуется на поверхности. Данное свойство указывает на способность образуемой защитной пленки покрытия выдерживать воздействие инородных частиц.
  2. Процентное содержание пленкообразующего компонента. Количество в составе качественной масляной краски пленкообразующего вещества не должно быть менее 26%. Это могут быть олифы, приготовленные на основе натуральных масел или синтетического продукта.
  3. Степень водоустойчивости покрытия.
  4. Вязкость и период полного высыхания краски. Соблюдение норм данного параметра гарантирует высыхание нанесенного материала в течение суток.
  5. Содержание летучих веществ. Данная характеристика показывает вместимость в составе красящего состава веществ, которые испаряются при высыхании. Их процент не должен быть более 12% от общей массы.
  6. Степень перетирания компонентов. Стандартом регулируется допустимый размер частиц в краске, который не может превышать 90 мкм. В зависимости от этих характеристик поверхность после нанесения краски становится гладкой (высокий уровень перетирания) или мелкозернистой, шероховатой (частицы до 90 мкм).

Имеет значение также такое свойство, как укрывистость красящего вещества, которое означает способность материала перекрыть и сделать невидимым предыдущий цвет окрашиваемой поверхности. Он варьируется и измеряется в граммах на 1 кв. м.

Что касается сферы применения краски, то она зависит от вида используемой олифы и свойств пигмента. Производители на банках с краской указывают основную информацию о ее предназначении, рекомендуемых разбавителях, расходе. Многие изготовители также отмечают на этикетке, сколько сохнет масляная краска. Средний заявленный заводами-производителями срок высыхания современных видов масляных красок варьируется в пределах 1 – 3 суток и зависит от химического состава компонентов и конкретного вида используемого в каске масла. Но этот показатель не единственный, поскольку ускорение или замедление процесса высыхания связано со многими факторами. В первую очередь на него влияет структура и состояние базовой поверхности, на которую наносится вещество, температурный режим воздуха, толщина слоя и даже цвет краски.

Основы и грунты

Для работы с маслом художники, как правило, используют холсты. А самый распространенный материал холста — лён. Льняной холст имеет интересную фактуру, благодаря чему картины написанные на нем приобретают некую «живость». Лен достаточно прочный материал, с высоким коэффициентом истираемости, что придает картине защиту от воздействия температур, влажности и различных деформаций.

Для особо крупных картин есть смысл использовать льняной холст с двойным переплетением, который еще тверже, прочнее и надёжнее, т.к. меньше подвержен усадке.

Холсты отличаются зернистостью. Для аккуратной и детальной живописи (например, портретной) подойдёт мелкозернистый льняной холст. Среднезернистый холст — универсален, и отлично подойдет новичкам. Крупнозернистый холст, в отличие от первых двух, без проблем выдержит пастозную живопись (крупные мазки).

Обратите внимание:

  • Картина дольше сохранится на льняном холсте, изготовленном из длинных волокон, так как они имеют более ровную нить по толщине;
  • Срок жизни картины выполненой на холсте из отходов первичной обработки льна значительно меньше. На такой ткани можно заметить утолщения, утоньшения, или всякого рода неровности (бугорки, узелки, бородавки), которые, вдобавок, придется срезать лезвием, чтобы убрать дефекты.

Второй по популярности материал холста для масла — хлопчатобумажная ткань. Главное ее достоинство в том, что нить хлопчатника значительно ровнее и тоньше, что нравится некоторым художникам. Но есть и недостатки: он может гнить, расширяться, сжиматься и в последующем пускать волны вдоль границ холста. Подходит в основном для начинающих, и стоит значительно дешевле.

Для энергичного и пастозного нанесения красок подойдёт основа из мешковины, желательно не слишком разреженной. На ней можно писать отличные крупноформатные этюды, так как выраженная рельефная фактура это позволяет. Делаются волокна из конопли. Имеет ярко выраженную фактуру и требует хорошей грунтовки, а также нежного обращения, так как пряжа хрупкая.

Иногда для работы с маслом используют полиэстер. Считается что он гораздо превосходит лён и хлопок, устойчив, прочен и не чувствителен к раздражению масляных красок, к тому же у него полностью отсутствует фактура, что делает материал совершенно гладким. Но данный эффект подходит далеко не всем картинам.

Выбирая холст имейте ввиду, слишком белые холсты могут становиться менее прочными, из-за отбеливающих химических средств. Не берите холсты с торчащими нитями и узлами, нити должны быть идеально ровными как по ширине, так и по длине.

Применяемые виды разбавителей

Имеется несколько групп востребованных разбавителей, применяемых профессиональными художниками. К ним относятся составы, изготовленные на основе растительных масел, лаков, а также двойники, тройники и пинен.

  • Масло.
    Распространенные растительные масла различного происхождения, такие как льняное, маковое, подсолнечное, конопляное, издавна применяются художниками для разведения красок.
  • Лаки изготавливаются на основе разбавленных смол.
    При их применении в качестве разбавителя структура краски уплотняется, способствует лучшему сцеплению с полотном. Изготавливаются специальные лаки для добавления в разбавители, чтобы разводить масляные краски.
  • Двойник и тройник.
    Судя из названия, двойник – это разбавитель, содержащий в своем составе два компонента. Этими компонентами является лак, а также растительные масла, составленные в пропорциях, которые художники зачастую подбирают самостоятельно. В тройнике к вышеперечисленным компонентам добавлен разбавитель.
  • Пинен.
    Иначе он называется «разбавитель №4». Он используется для растворения и разбавления составов.

Пинен

Если для акварели, гуаши и акриловых красок в целях разведения подойдет вода, то с масляной краской все гораздо сложнее. Для нее используют специальный растворитель, обладающий различным составом и функциями. В магазине для художников выбор таких товаров большой. Вот только как выбрать нужный растворитель или разбавитель для таких красок? Попробуем разобраться.

Для творческих произведений мастера рисования используют масляные краски, основными преимуществами которых являются:

  • густая структура;
  • широкая цветная гамма;
  • легкость смешивания;
  • легко исправить допущенные в ходе работы ошибки.

В разбавленном виде масляные краски являются великолепным материалом для живописцев. Ими написано много бессмертных произведений искусства во все времена. Но такие составы быстро высыхают, поэтому нужно, чтобы они разбавлялись. Растворители для живописи делают краски более жидкими, облегчая задачу художнику. Составы для написания картин без запаха, поэтому абсолютно безопасны.

Чем разводить масляные краски? Можно их разбавить растворителем с уайт-спиритом в составе. Но для окрашивающих пигментов масло является связующим компонентом. Поэтому профессиональные художники рекомендуют разбавить масляные краски специальным разбавителем, который состоит из растительных масел.

Латексные краски

Водоэмульсионные краски, в основе которых используются латексные полимеры, как и акриловые краски, весьма стойки к механическим воздействиям, поэтому могут быть использованы как в жилом помещении, так и в общественных местах.

Одним из главных плюсов латексных красок, обладающих практически тем же набором качеств, что и акриловые, является тонкий слой, которым они ложатся на поверхность. При тех же качествах, что и у акриловых красок, и чуть большей стоимости латексные краски чаще всего используют для покраски либо обоев, либо фактурной штукатурки. Тонкий слой краски позволяет сохранить фактуру обоев или штукатурки, обеспечив им необходимый цвет и влагозащиту.

Одним из немногих минусов как акриловых, так и латексных красок считается низкий уровень паропроницаемости. То есть они не относятся к «дышащим» краскам, что многих останавливает от их покупки.

Как рассчитать расход масляной краски для наружных и внутренних работ?

Для определения объема ЛКМ, необходимого для предстоящей работы, сначала высчитывают площадь окрашиваемой поверхности. Расход считается по формуле: (укрывистость:сухой остаток)х100.

Укрывистость – это способность красящего состава закрасить цвет основания при однослойном нанесении. Сухой остаток – вещества, остающиеся после высыхания. Он показывает, сколько в краске пигмента и растворителя. Эти характеристики указываются на банке.

Предположим, что площадь стены – 10 кв. м. Укрывистость краски – 120 г/кв. м, а сухой остаток – 60%. Расход составит: (120:60)х100х10=2 кг.

2 кг – масса краски, но как узнать объем, ведь на банках указаны литры? Здесь учитывают плотность материала. Если она составляет 1,4 г/куб. см, то для расчета количества банок нужно массу разделить на плотность. Получается приблизительно банка объемом 1,5 литра.

Данный расчет весьма условен. На расход краски влияет множество параметров:

  • При сухой погоде для наружной отделки потребуется меньшее количество краски, чем для внутренней. При высокой влажности, наоборот, расход может оказаться в 2 раза больше, чем при отделке внутренних помещений.
  • Нужный объем зависит от окрашиваемой поверхности. Например, при покраске дерева может понадобиться в 2 раза больше материала, чем при покраске металла, потому что дерево более пористое и впитывает краску.
  • Если нужно перекрыть яркую расцветку окрашиваемой поверхности, то расход будет выше, чем если бы пришлось красить просто черный металл.
  • Инструмент тоже влияет на расход. Так, валиком красить намного экономнее, чем кисточкой.

Состав и характеристики

Стандартный набор веществ, входящих в это лакокрасочное изделие:

  1. Пигменты, неорганические компоненты нерастворимые в масляной, а также водной, среде минеральные порошкообразные частички. Придают цвет, чистоту заявленного тона, красящую способность материала для наружных окрашиваний.
  2. Олифа: натуральная, комбинированная, глифталевая или пентафталевая.
  3. Различные наполнители, такие как молотый тальк, песок, асбестовая пыль, пылевидный кварц, андезит или другие материалы. Наполнители придают особые свойства: стойкость к огню, кислотам, прочность, устойчивость к атмосферным проявлениям, защите дерева.

Правила использования

Чтобы создать картину, следует подготовить краски, холст, палитру и кисточки. Если выбрана основой бумага, плотность ее должна быть высокой, и наноситься грунтовочная смесь. Хранить материалы необходимо в отдельном месте, студии.


Чтобы создать картину, следует подготовить краски, холст, палитру и кисточки.

Как рисовать маслом

Какая техника будет применяться, каждый мастер решает для себя самостоятельно. Применяется либо многослойное нанесение, либо однослойное. Вторая методика легче по исполнению.

Создание живописи включает следующие действия:

  • Углем прочерчиваются общие контурные элементы работы;
  • Начинают рисовать с ярких оттенков, наносятся самые светлые и темные цвета. Переходы оттенков делают с помощью смешивания цветов;
  • Прорисовываются мелкие элементы, нужно пририсовать детали на всем холсте, не останавливаясь на отдельных участках;
  • Изменять детали можно до трех дней.


Начинают рисовать с ярких оттенков, наносятся самые светлые и темные цвета.

Нужно ли разбавлять

Чтобы получить рельефный рисунок введение разбавителя не требуется, густая консистенция поможет получить желаемый эффект. Иные методики могут требовать использования менее густой консистенции.

Тогда применяют специальные растворители, они помогают получить блестящие элементы, увеличить прозрачность слоя, увеличить или уменьшить время на просушку покрытия. Также добавляют разбавитель, если в емкости краска начала застывать.


Чтобы получить рельефный рисунок введение разбавителя не требуется, густая консистенция поможет получить желаемый эффект.

Как выбрать маслянную краску

Состав краски

Пигменты, входящие в состав маслянной краски, могут быть неорганические (минеральные) и органические. Некоторые из них являются очень редкими или требуют больших затрат на производство, другие, напротив, имеют невысокую стоимость и встречаются часто. Это значительно влияет на стоимость краски. Пигменты определяют цвет красок, интенсивность и светостойкость.

Связующее вещество так же может быть изготовлено из различного состава ингредиентов, которые влияют на итоговую стоимость.

По составу масляные краски можно разделить на серии, предназначенные для различных сегментов покупателей и решения определенных задач.

Профессиональные — изготавливаются на высококачественных связующих и светостойких пигментах, с высокой концентрацией и с минимально необходимым наполнителем. Используются художниками профессионалами.

Полупрофессиональные — изготавливают на качественных связующих, но с заменой дорогих пигментов на аналоги. Краски имеют достаточно высокую светостойкость и неплохую концентрацию. Главное достоинство — уравновешенное сочетание цены и качества. Популярны среди начинающих художников или любителей, учащихся профессиональных художественных заведений.

Краски начального уровня — в основном, изготавливаются на основе недорогих синтетических составляющих с большим процентом наполнителей и связующих, что сказывается на концентрации пигмента. 

Специальные обозначения

Пытаясь выбрать маслянную краску, также обратите внимание на специальные обозначения на тюбиках (в качестве обозначений, как правило, используют звездочки и квадратики, но на зарубежных красках вместо звездочек можно увидеть плюсики, или подобные символы). Звездочки говорят о светостойкости краски, чем их больше, тем больше светостойкость краски, а значит и сочность красок в картине продержится дольше. Квадратики говорят о кроющих свойствах масляной краски — о том, как краска будет ложиться на холст

  • *** — светостойкие краски;
  • ** — среднесветостойкие краски;
  • * — малостойкие краски;
  • — укрывистые краски;
  • — полупрозрачные краски;
  • — прозрачные краски.

Светостойкость

Краски с одной звездой (плюсиком), начинают выгорать уже через год службы. Соответственно художники предпочитают их не использовать. Такие краски подходят только новичкам, для различного рода экспериментов.

Краска с двумя звездами продержиться около 25 лет, что обычно устраивает и новичков и уже более опытных мастеров живописи.

Краска с тремя звездами готова служить аж до 100 лет. 

Укрывистость

Прозрачная краска, обозначающаяся белым квадратом, хорошо подойдет для лессировки в масляной живописи. С использованием разбавителя ее можно развести до состояния акварели. 

Полупрозрачные краски, обозначающиеся половинным квадратом, хорошо смешиваются и дают довольно чистые оттенки взаимодействуя с корпусными и прозрачными.

Не прозрачную краску с высокими кроющими свойствами, обозначающуюся черным квадратом, называют корпусной. Она плотно ложится на холст, и даже с разбавителем не разводится до прозрачного состояния. Корпусные краски хорошо подойдут для нанесения фактуры и для создания густоты живописи. 

  • Плохая консистенция. Излишняя текучесть или излишняя пастозность;
  • Расслаивание краски. Пигмент отделяется от связующего. Например при выдавливании краски из тюбика, сначала вытекает масло;
  • Наличие посторонних включений;
  • Плохая «разносимость» краски. Она ложится на основу неровным слоем, с образованием полос и плохо прокрашивает;
  • Низкая эластичность. Растрескивается при высыхании.

Процесс работы с масляными красками

Перед тем как приступить к процессу окраски стен масляной краской, следует узнать некоторые тонкости:

  1. На строительном рынке продаются краски 2 видов: жидкотертые и густотертые. Жидкотертые представляют собой составы, полностью готовые к применению, а вот густотертые перед нанесением необходимо разбавлять олифой. Если вместо олифы использовать скипидар, то обработанная поверхность будет не глянцевой, а матовой.
  2. Чтоб краска сохла быстрее, в ее состав добавляют специальные вещества – сиккативы, при этом количество их не должно превышать 4% от общего объема материала. В составы светлого оттенка принято добавлять только светлые сиккативы, а для выполнения финишного слоя покрытия сиккативы вообще не нужны.
  3. Получить поверхность с матовой текстурой можно путем добавления в краску хозяйственного мыла. Его предварительно нужно натереть на терке и залить водой, потом нагреть на плите и дождаться полного растворения фрагментов. В горячий мыльный раствор постепенно вводят краску, постоянно помешивая ингредиенты. На 3 кг краски, как правило, используют 1 кусок мыла.

Процесс окраски состоит из таких этапов:

  1. Первым делом нужно подготовить поверхность. Если она ранее была окрашена масляной краской, то удалить старое покрытие можно при помощи жесткой металлической щетки. Если прежняя краска держится достаточно хорошо, то проще использовать растворитель или специальную пасту.
  2. Поверхность, которая раньше была вскрыта лаком, также следует очистить от его остатков. Для этих целей готовят смесь из нашатырного спирта и мела. Полученную пасту наносят на лакированное покрытие и через некоторое время протирают тканью. Вододисперсионную краску смыть проще всего, для этого ее нужно намочить теплой водой и соскрести шпателем.
  3. Когда старое покрытие будет счищено, поверхность оштукатуренных стен нужно обработать олифой. Для создания стойкой и качественной облицовки на стены наносят слой грунтовки, состоящий из густотертой масляной краски и олифы. На 100 г олифы должно приходиться от 0,6 до 1,2 кг краски.
  4. Перед окрашиванием стен щели и неровности заделывают масляными или полумасляными шпаклевками. Полумасляный состав готовится по такому рецепту: 20 г жидкого мыла разводят в 200 г горячего животного клея, а затем, помешивая ингредиенты, вливают 1 кг олифы, 250 г скипидара и 50 г сиккатива. Для того чтоб получить состав нужной консистенции, в шпатлевку добавляют мел. Полученным средством выравнивают поверхность, а после высыхания шпатлевки стену тщательно шлифуют.
  5. Подготовленную поверхность покрывают масляной краской. Открыв банку, нужно снять с поверхности образовавшуюся пленку, а саму краску хорошенько размешать. Затем можно окрасить небольшой фрагмент стены, чтоб посмотреть, каким в итоге получится конечный результат. В процессе работы кисточку погружают в краску не полностью, а только на 1/3 длины ворса – так на окрашиваемом объекте не останется потеков. Работая кистью, нужно стараться держать ее под углом 90° к поверхности, нанося состав широкими мазками. Краску вначале растирают горизонтальными, а потом вертикальными движениями.
  6. Наносить красящий состав нужно тонким слоем, а перед тем, как красить стену второй раз, следует дать поверхности полностью просохнуть. Если положить второй слой краски по непросохшему первому слою, покрытие будет некрасивым и недолговечным.
  7. Если вы хотите получить очень гладкую стену, тогда выполните первый слой при помощи грунтовочного состава, оставьте его до полного высыхания и отшлифуйте мелкой наждачкой. В качестве последнего слоя покрытия используйте масляную эмаль.
  8. Чтоб белая масляная краска надолго сохранила свой цвет, наносите ее поверх бесцветного лака.
  9. Окрашенная по всем правилам поверхность не требует перекраски в течение 6-7 лет.

Общее описание

Как правило, краски изготавливаются по одной схеме компонентов, они обычно содержат:

  • связующую основу;
  • пигмент;
  • наполнитель;
  • специальные добавки.

Основа нужна для формирования плёнки на поверхности. Что касается пигмента, то он представляет собой вещество для придания цвета. Наполнитель – это компоненты, которые позволяют экономить пигмент и придают составу блеск, а также прочность. Специальные добавки снижают скорость высыхания и твердения, защищают материал от растворителей, грибка и плесени, а также улучшают свойства.

Некоторые специальные добавки могут придавать краске фунгицидные свойства, а также качество пожаробезопасности. Просматривая современные виды красок, вы сможете понять, что в них обычно от 8 до 16 компонентов. От того, насколько правильно они смешаны и подобраны, будет зависеть качество продукта.

Рекомендации по применению

При покупке стоит обращать внимание на процент летучих веществ в составе: он не должен превышать 10%. Именно эти соединения отвечают за неприятный запах

Кроме того, зачастую они отличаются токсичностью.

Испарение происходит при температуре от +20 градусов и выше. Чтобы максимально вывести эти вещества, после проведения внутренних работ помещение проветривается, пока состав не высохнет полностью.

Инструменты и материалы

Для работ нужно иметь комплект кисточек разной ширины. Узкие инструменты используют для обработки углов и труднодоступных поверхностей.

Важно иметь защитные приспособления – перчатки, респиратор, строительные очки. Если нет строительной формы, работы можно вести в старой одежде, которую не жалко испачкать жирным составом

При попадании краски на кожу ее можно удалить уайт-спиритом.

Подготовка поверхности


Прежнее покрытие с поверхности удаляют. Если оно тоже было масляным, оно удаляется жесткой щеткой. Если оно держится крепко, придется пустить в дело растворитель. Для удаления лака можно использовать меловой состав с нашатырем, который наносят на поверхность и удаляют растирающими движениями через несколько минут. Водно-дисперсионные краски удаляются посредством обильного смачивания горячей водой и соскребания.

Шпатлевка для заделывания щелей должна быть предназначена специально для работы с масляными красками. То же касается и грунтовки. Иногда в качестве последней используют олифу с добавлением густотертого масляного состава.

Методы нанесения


Brush painting wooden furniture, close up

Границы поверхности, за которые не должна заходить краска, можно обозначить, проложив по периметру малярный скотч. Открыв банку, состав нужно размешать деревянной палочкой. Затем можно набрать немного смеси кисточкой и покрасить маленький фрагмент площади – это поможет оценить будущий результат. Погружать инструмент в состав лучше не целиком, а на 1/3 длины – это минимизирует вероятность появления потеков. Красить стены можно и валиком, но его трудно мыть после процедуры. Кисть при работе держат под прямым углом  к плоскости, нанося продукт тонким слоем. Ему нужно дать полностью высохнуть и только после этого накладывать второй, иначе отделка будет недолговечной.

Чем разбавить загустевшую краску


Если в процессе хранения краска стала излишне густой, ее можно разбавлять олифой до нужной консистенции. Тогда поверхность получится блестящей. При этом нужно выбирать тот подвид, на основе которого изготовлена краска. Для получения матового покрытия можно разбавить состав скипидаром. Используют для разведения и уайт-спирит.

Помимо традиционных жидких красящих материалов, уже готовых для использования, в продаже встречаются и густотертые составы. Их разводят олифой (для получения блестящей поверхности) или скипидаром (для матовой). Некоторые производители красок выпускают растворители, предназначенные для использования совместно с составами той же фирмы.

Время и условия для высыхания

Сохнут такие краски долго – порой до 2 суток. Температура должна быть +10…+30 градусов. Лучше, если фасадные работы запланированы на лето. Во влажную и дождливую погоду проводить процесс не стоит. В последнее время выпускаются и быстросохнущие краски этой категории – у них время фиксации составляет 12-15 часов.

Правила хранения

Срок хранения у состава небольшой – как правило, 6-12 месяцев. На него влияет процент пленкообразующих компонентов: если он высокий, неиспользованный остаток краски быстро превращается в непригодную к использованию комковатую массу. Но это не значит, что продуктами с таким показателем надо пренебрегать: они дают наиболее прочное и долговечное покрытие. Просто использовать их нужно за один прием.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий