Почему кадастровая стоимость чаще всего завышена
Законодательно государство имеет монополию на оценку основных средств, представляющих собой недвижимое имущество. Делается это Федеральной службой кадастра и картографии массово, единожды в пятилетку (в некоторых регионах раз в 2-3 года), причем за основу берется конъюнктура рынка и экономические характеристики объекта. И тот, и другой факторы могут быть непостоянными, противоречивыми, трактующимися неоднозначно. Многие моменты, например, территориальное расположение, близлежащая инфраструктура и др., существенно влияющие на фактическую стоимость, просто упускаются из виду. Поэтому в такой массовой оценке нередки ошибки в установлении реальной стоимости.
По понятным причинам неточности оценки чаще встречаются в сторону завышения, что удобнее для государства, но крайне невыгодно для предпринимателей-владельцев.
Самый беглый и поверхностный анализ соответствия кадастровой стоимости рыночным реалиям показывает превышение до 60%, а иногда встречается даже десятикратное и более завышение оценки.
Но собственник может не согласиться с установленной стоимостью и оспорить ее.
Подсудность и сбор необходимых доказательств
Итак, обжалование ценника на землю возможно как через суд, так и через иные структуры, которые устанавливают стоимость.
Вмешательство судебных структур может понадобиться, если досудебное урегулирование не принесло успешных результатов – предыдущие инстанции выразили несогласие в запросе изменить установленную ими стоимость. В этом случае разбирательства могут в значительной степени затянуться, и, в конечном итоге, существенно усложниться сама процедура назначения нового ценника.
Кроме возможных неудобств от затягивания дела, на гражданина возлагаются дополнительные обязательства по предоставлению новых сведений – в частности, это касается наличия доказательств несправедливости оценки.
В качестве данного элемента может выступать решение независимого специалиста или иные вещественные параметры участка. К примеру, если при расчете окончательного ценника использовался недействительный межевой план, то его можно использовать в качестве подтверждения своей правоты.
Очевидно, чем больше истец сможет предоставить доказательств, тем быстрее будет продвигаться дело в направлении ожидаемого решения.
О статусе комиссии
В каждом субъекте РФ создается одна постоянно действующая комиссия. Ее состав формирует территориальное управление Росреестра, и по сути, она является структурной единицей данного ведомства.
В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности (в новой редакции) в состав комиссии входят чиновники Россреестра и органа кадастрового учета (не менее 50% состава), а также представители СРО оценщиков и предпринимательского сообщества. При этом в отношении последней группы (оценщиков и представителей бизнеса) законодатели предусмотрели правила ротации – не менее 75% состава раз в три года.
Требования к входящим в состав комиссии представителям предпринимательского сообщества, СРО оценщиков, порядок создания и работы комиссии, в том числе порядок представления кандидатур для включения в состав комиссии, в частности в целях ротации, устанавливаются Минэкономразвития. Положения ст. 24.18 закона, определяющие требования к составу комиссии, применяются с момента принятия Минэкономразвития указанных требований.
Таким образом, упомянутые комиссии не являются самостоятельными органами или организациями. С учетом этого при оспаривании решений, принимаемых такими комиссиями, в судебном процессе на стороне осуществляющего публичные полномочия органа, чье решение оспаривается, помимо комиссии участвуеттерриториальное управление Росреестра (Постановление Президиума ВАС РФ № 13839/13).
Как изменить кадастровую стоимость объекта недвижимости
Если дольщик решил оспорить кадастровую цену, то его заявление рассматривают даже в том случае, если другие дольщики возражают против этого. Оценка по кадастру недвижимого объекта пересматривается в целом при составлении заявления о пересмотре в МФЦ. Иные дольщики правомочны участвовать в процессе, подавать возражения на исковые требования. Однако подобные возражения не признаются основанием для отказа в удовлетворении иска.
Административный истец доказывает обстоятельства, на которые он сослался (п. 19 Постановления). Как правило, для пересмотра результатов кадастровой оценки он должен представить заключение независимой экспертизы. Это может послужить основанием пересмотра определенной ранее кадастровой цены недвижимости.
В данном случае административному истцу важно доказать, что цена по кадастру объекта не соответствует рыночной цене. Спорящие стороны правомочны подписать договор примирения
В него обязательно включаются условия перемирия и пункты о распределении судебных издержек. Примирение должно основываться на имеющихся в деле доказательствах (п. 19 Постановления).
При исследовании отчета об оценке суд проверяет, соответствует ли он требованиям законодательства об оценочной деятельности
Главное внимание при этом уделяется эксперту, которым определялась кадастровая цена. В частности, если в отношении оценщика отсутствуют данные об обязательном страховании его деятельности, то сделанное им заключение не признается допустимым доказательством (п
20 Постановления). Эксперт, оценивавший недвижимость, может быть вызван в качестве свидетеля (п. 22 Постановления).
Резолютивная составляющая судебного решения должна иметь указание на величину кадастровой цены недвижимости, установленной судом. Если истец отказался от собственных требований, либо суд отказал в их удовлетворении, то это препятствует повторному обращению в судебные инстанции. Оспорить цену недвижимости через МФЦ или суд можно будет лишь после последующей процедуры оценки. Определенная судом кадастровая стоимость недвижимости используется при начислении обязательных платежей в соответствующем периоде.
Обращаясь в суд, административный истец оплачивает госпошлину за каждый объект недвижимости отдельно. Если его требования суд удовлетворил, то сумму пошлины взыскивают с учреждения, которым утверждена кадастровая цена. Когда исковые требования заинтересованными субъектами не оспариваются, издержки на госпошлину возлагаются на истца. Подобный подход продиктован тем, что судебное решение не может приниматься против заинтересованных лиц.
Конечно, в этом есть толика несправедливости. Истец направлялся в суд из-за того, что государственное учреждение неверно провело оценку. Государственный орган требования истца не оспорил, так что госпошлину с него взыскать невозможно. Если же оспорить стоимость по кадастру решено в связи с допущенной технической или кадастровой ошибкой, то издержки на пошлину взыскивают с учреждения, которое проводило оценку.
Возможные изменения в законодательстве 2018
Учитывая нынешние настроения в обществе и позицию властей, повышение кадастровой стоимости в 2018 году, вероятнее всего, не произойдет. О несовершенстве кадастровой оценки и выведенной в итоге КСЗ впервые высказался даже сам президент. В своем послании Федеральному собранию он негативно оценил факты значительного превышения кадастровой стоимости перед рыночной.
Президент отметил, что имущественные налоги должны быть посильны для населения, а механизм определения кадастровой стоимости предполагает получение завышенных цифр. В связи с этим усовершенствовать методику определения КСЗ.
На момент подготовки данной публикации неизвестно, изменилась ли методика – официальных сообщений не было. Эксперты едины во мнении – сделать кадастровую оценку безошибочной невозможно.
Основания
Законодательство выделает несколько оснований, согласно которым гражданин может рассчитывать на реализацию возможности изменения кадастровой оценки надела:
- результаты ранее проведенной процедуры оценивания каким-либо образом затронули права владельца недвижимого имущества;
- процедура осуществлялась с использованием неверной схемы или с учетом ошибочных сведений об объекте;
- оценивание было реализовано во время обстоятельств, препятствующих адекватному анализу параметров земли;
- величина цены в значительной степени не соответствует ценнику, установленному независимой экспертизой.
Когда эффективнее оспорить кадастровую оценку
Ответ на этот вопрос – как можно скорее, то есть как только вы обнаружили, что она завышена. Налоги платятся ежегодно, а вопрос о пересмотре кадастровой стоимости решается не так быстро: сроки рассмотрения могут составить от 2 месяцев до полугода. Между тем расчет суммы налога производится по данным предыдущего года (п. 24.20. Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ»). То есть если вы не начали процедуру оспаривания до конца 2016 года, то весь 2017 год вам придется платить налог, исходя из завышенной налоговой базы.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В вашем регионе еще продолжает действовать инвентаризационная оценка? Оспорить кадастровую, даже явно завышенную, пока нельзя: ведь права налогоплательщика пока не были затронуты
Законные основания для признания оценки неправомерной
Существует всего 2 основания, позволяющие пересмотреть правомерность установленной стоимости недвижимости по кадастру.
- Информация об оцениваемом объекте, повлиявшая на оценку, оказалась недостоверной. Сведениями, влияющими на оценку, могут быть:
- ошибки в перечне объектов для оценки;
- неточность указания места расположения;
- неверно указанное целевое назначение;
- упущена аварийность в состоянии объекта оценки;
- не отмечено, что недвижимость расположена в особой территориальной зоне, например, санитарной, охраняемой, заповедной и т.п.;
- допущены неточности в первичных данных при расчете стоимости;
- другие моменты.
Проверить, какие данные использовались при расчете, и констатировать их правильность или неправильность можно, сделав запрос в Росреестр о заказчике кадастровой оценки, а далее у него самого. Ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обязывает их давать ответ на такие запросы в недельный срок.
- Совпадение дат установления рыночной и кадастровой цены. Рыночная цена постоянно меняется, а кадастровая, раз установленная остается неизменной на протяжении всего времени действия оценки (5 лет или 2-3 года). Если кадастровая стоимость больше рыночной, нужно сравнивать ее не с реальной ситуацией на рынке на текущий момент, а на тот, когда проводилась оценка. То есть, если кадастровая стоимость установлена, а затем недвижимость резко потеряла в цене, это не станет правомерным основанием для признания кадастровой стоимости недействительной.
Оценка для оспаривания кадастровой стоимости и подходы к оценке
В оценке применяются три подхода: затратный, доходный и сравнительный.
В основе затратного подхода лежит принцип воспроизводства, либо замещения объекта. То есть то, сколько денег надо для создания точно такого же или аналогичного объекта.
В основе доходного подхода лежит принцип ожидания будущих доходов от использования объекта недвижимости. Проще говоря, то, сколько денег от объекта недвижимости будет получать собственник в будущем при условии продажи имущества не ниже цены покупки.
Сравнительный – наверное, самый простой для понимания, и поэтому самый сложный. Простой он потому, что каждый из нас хоть раз что-то покупал, сравнивая с чем-то другим. На этом и основан данный принцип. А сложный потому, что очень сложно найти два земельных участка с одинаковыми характеристиками.
Мне пришлось оплатить услуги юриста, который помог оспорить кадастровую стоимость в суде. Можно ли взыскать эту сумму с ответчика, ведь решение вынесено в мою пользу?
В данном случае вопрос о судебных расходах, а именно таковыми являются расходы на оплату услуг юриста, решается в соответствии с правилами гл. 7 Гражданского процессуального кодекса РФ и гл. 10 Кодекса административного судопроизводства РФ.
При удовлетворении судом требований об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости судебные расходы взыскиваются с ответчика – органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. Но если ответчик не оспаривает ваши требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, то и расходы на оплату юридических услуг взыскать с него не получится.
В случае удовлетворения требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, в том числе в связи с исправлением кадастровой ошибки в сведениях, судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки.
Если кадастровая стоимость была пересмотрена в связи с технической ошибкой в сведениях об объекте недвижимости, то судебные расходы взыскиваются с органа, допустившего такую ошибку.
При удовлетворении требований об оспаривании решения или действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости судебные расходы взыскиваются с государственного органа, при котором она создана (абз. 4 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Пошаговая инструкция при обращении в комиссию
Комиссия по рассмотрению споров о кадастровой цене квартиры действуют на базе Росреестра. Жалобы, поступившие от граждан, рассматриваются в течение месяца после приема всех документов.
Шаг 1 Определение оснований для перерасчета
Владельцу жилья нужно получить данные кадастра одним из способов:
- Сделать запрос через МФЦ.
- Оформить заявку через Госуслуги.
- Запросить выписку на сайте Росреестра.
Шаг 2 Обращение к независимому эксперту
Прежде чем обращаться к оценщику, стоит предварительно проанализировать цену аналогичных по метражу, району, этажности квартир с помощью порталов по продаже квартир. Значительное несоответствие цен предполагает услугу эксперта.
При подтверждении завышенного размера по реестру эксперт составляет акт оценки, который послужит основанием для обращения в комиссию.
Шаг 3 Подача документов
Для процедуры по уменьшению налога важно предоставить:
- Выписку из ЕГРН.
- Свидетельство о праве собственности или иной правоустанавливающий документ.
- Акт независимой экспертизы.
- Удостоверение личности.
- Заявление установленного образца для оспаривания реестровых данных.
Шаг 4 Рассмотрение заявки
Пакет документации принимается при наличии всех документов, весомой разницы между вышеупомянутыми стоимостями и соблюдением сроков подачи. На принятие решения отводится 30 дней.
Примеры положительной судебной практики
Апелляционное определение ВС РФ от 6 июля 2018 г. N 46-АПГ18-11
Верховный суд РФ поддержал организацию, в качестве обоснования своей позиции суд указал, что судом первой инстанции не учтено, что в отношении данного объекта недвижимости ранее не проводились мероприятия по обследованию имущественного комплекса с целью определения вида его фактического использования и включения в Перечень на следующий год.
Также не может являться доказательством и основной вид деятельности организации, указанный в ЕГРЮЛ.
Отстоять свою позицию организации помог акт кадастрового инженера, подтверждающий, что помещения занимает сама организация.
Также аргументом в пользу позиции организации послужил тот факт, что нежилой комплекс расположен на земельном участке, вид разрешенного использования которого (под производственную базу) не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Апелляционное определение ВС РФ от 26 июня 2018 г. N 18-АПГ18-15
По мнению судебных органов первой инстанции, спорные здания обоснованно включены в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, поскольку эти здания сдаются в аренду, и в их помещениях располагаются вспомогательные службы арендаторов.
Доказательств тому, что на момент включения указанных зданий в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества 20 и более процентов от общей площади данных зданий предусматривали размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, а также фактически использовались в этих целях, не представлено.
Верховный суд РФ указал, что отнесение помещения к офисному только на основании технических паспортов не допустимо. Необходимо установить фактический характер его использования.
Апелляционное определение ВС РФ от 20 июня 2018 г. N 71-АПГ18-6
Причиной включения спорных объектов в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, послужили их названия: «Питьевая галерея «Фитобар», «Сауна, котельная», «Административно-приемный корпус», «Столовая», «Клуб-столовая», «Клуб-столовая», «Столовая».
Верховный суд поддержал позицию суда первой инстанции, что само по себе наименование здания без оценки иных фактических обстоятельств по делу не свидетельствует о правомерности его отнесения к объектам, указанным в статье 378.2 НК РФ.
Использование этих зданий санаторием связано непосредственно с осуществлением основной деятельности по организации оздоровительного отдыха и связанного с этим сервисного обслуживания.
Апелляционное определение ВС РФ от 20 июня 2018 г. N 18-АПГ18-13
Суд первой инстанции установил, что спорное здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого указан следующий – «предприятие продовольственного снабжения».
Вид разрешенного использования земельного участка размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения не предусматривает.
Исходя из экспликации к поэтажному плану здания, содержащейся в техническом паспорте, находятся помещения со следующими назначениями: «кабинет».
Иных сведений, позволяющих определить принадлежность указанных помещений к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, в материалах административного дела не содержится.
Верховный суд полагает, что помещения, исходя только лишь из технического паспорта на здание, не могут быть однозначно отнесены к офисам, поскольку термин «кабинет» равным по значению с термином «офис» не является.
Апелляционное определение ВС РФ от 20 июня 2018 г. N 5-АПГ18-41
Суть спора- налоговый орган определил налоговую базу в соответствии со статьей 378.2 НК РФ в отношении трансформаторных подстанций.
Основание – трансформаторные подстанции расположены на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования «для объектов общественно-делового значения; земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли».
Судебные органы указали, что здание трансформаторной подстанции не относится к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку с экономической точки зрения такой объект недвижимости не приносит самостоятельного дохода и его использование возможно исключительно по функциональному назначению.
Кроме того, трансформаторные подстанции относятся к объектам электросетевого хозяйства и размещение в них офисов, объектов торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания, прямо запрещено действующим законодательством РФ.
Судебное разбирательство
Накануне суда связался с помощником судьи – уточнил – каким образом могу проникнуть на судебное заседание. Получил ответ, что нужно явиться минут за 15 и меня проведут. В назначенное время был в Верховном Суде. Действительно, спустился секретарь судебного заседания и провел всех участников в зал.
В 10-37 судебное заседание было открыто. Дело рассматривала судья Назарова А.М. при секретаре Комиссаровой Н.Н. Участвовали – я, представители Минэкономразвития Антипова Ю.И., Дмитриева И.Г., представитель Минюста Попова Н.И., прокурор Степанова Л.Е.
Позиция и возражения Минэкономразвития мне были известны заранее, чего нельзя сказать о позиции Минюста и Прокуратуры. И хоть маленькая, но надежда у меня все же была, что они как-то встанут на защиту интересов граждан. Тем более, учитывая столь противоречивую практику кадастровой оценки в регионах. При декларируемом едином экономическом пространстве региональные ГБУ оценивают квартиры кто во что горазд. Но чуда не произошло – и Минюст и Прокуратура просили суд отказать в удовлетворении моих исковых требований.
В ходе судебного разбирательства я подал письменные пояснения по трем вопросам:
- об экономических основаниях иска;
- о несостоятельности доводов возражений Минэкономразвития;
- о том, что само Минэкономразвития признает эти методические указания несовершенными.
Минюст подал свои возражения на иск (только суду, не мне). К сожалению, я не воспользовался своим правом заявить ходатайство об ознакомлении с данными возражениями и отложении судебного разбирательства для подготовки пояснений по их доводам. Хотя и мог бы.
Прокурор никаких письменных возражений, позиции не готовил.
В 12-30 суд отказал мне в иске и объявил резолютивную часть решения.
Решение суда, все процессуальные документы по делу, а также свою апелляционную жалобу я выложил на яндекс-диск и каждый может с ними ознакомиться и составить свою собственную позицию относительно необходимости вычитания доли стоимости имущества многоквартирного дома и доли стоимости земельного участка при кадастровой оценке квартир, относительно доводов Минэкономразвития и решения суда.
Все документы можно посмотреть и скачать здесь.
По таким спорам не предусмотрено кассационное обжалование, поэтому у меня лишь одна попытка изменить как мне кажется незаконное и необоснованное решение. В апелляции. Жалоба подана 18.07.
По данным ФНС в 2013 году граждане России заплатили 22 млрд. рублей налога на имущество, а в 2017 — 144,7 млрд. Семикратный рост за 5 лет. При этом вряд ли у граждан увеличилось в 7 раз количество имущества. Этот рост — результат введения налогообложения по кадастровой стоимости. И уплата налога за общее имущество многоквартирного дома и земельный участок под ним, включенных в кадастровую стоимость квартир, за объекты, которые государством не признаются налогооблагаемыми, не кажется мне законной. Если кто-то берет с нас деньги за то, за что мы платить не обязаны, мы говорим – мошенник. Если это делает государство, мы говорим – налогообложение.
Оценка для оспаривания кадастровой стоимости
- Вы до подачи иска обращаетесь в экспертную организацию для проведения рыночной оценки объекта. Положительной стороной данного пути является свободный выбор оценочной организации. Негативной же стороной является то, что данная экспертиза будет проведена не в рамках процесса, а следовательно при удовлетворении Ваших исковых требований, расходы, связанные с проведением оценки не могут быть взысканы с ответчика.
- проведение оценочной экспертизы в рамках судебного процесса. Минусами является то, что для ее проведения суду необходимо будет заявить ходатайство с предоставлением сведений о возможных экспертных учреждениях. Плюс – расходы, связанные с проведением данной экспертизы лягут на Ваши плечи, но подлежат взысканию с ответчика.
Определение стоимости по кадастру
На практике применяются несколько способов определения стоимости оспариваемых земельных владений. Применяться они могут как в индивидуальном порядке, так и в сочетании с другими методами.
К ним относятся:
- Метод расчёта себестоимости. Данный способ считается затратным, так как требует участия специалистов и учёта множества статистических данных, непосредственного обследования самой земли.
- Способ сравнения со схожими земельными наделами в соответствующей местности.
- Метод расчёта доходов основывается на экономической рентабельности участка, потенциальной прибыли при его эксплуатации.
Кроме того, на стоимость земельного надела влияет уровень развитости инфраструктуры, плодородие почвы и многие другие второстепенные факторы. Все это оценивается путём анализа.
По результатам вычислений выявляется удельный показатель на всю местность или кадастровый квартал. Удельный показатель рассчитывается на 1 квадратный метр земли. Чтобы узнать стоимость всего участка необходимо удельный показатель умножить на всю площадь земельного надела.
Подача заявления в Росреестр
После того как проведена оценка участка для оспаривания кадастровой стоимости, можно обращаться в Росреестр. Заявление подается в комиссию, созданную при ведомстве в соответствии с приказом Министерства экономики и развития №236 от 04.05.2012 г. При этом собственник предоставляет следующие документы:
- Выписка ЕГРН на участок.
- Правоустанавливающие документы, на основании которых у заявителя возникло право собственности на землю.
- Заключение эксперта.
В заявлении собственник обязательно указывает свои ФИО, адрес регистрации, паспортные данные, а также причины, которые заставили его обратиться в Росреестр. После принятия ведомством пакета документа назначается дата проведения заседания комиссии. Владелец объекта имеет право участвовать в обсуждении. Общий срок рассмотрения обращения не превышает месяца.
Если комиссия выносит положительное решение по вопросу, то в пятидневный срок данные об этом передаются в территориальное управление Росреестра. Сведения о новой стоимости объекта вносятся в единую базу данных.
Обращение в суд
В ситуации, когда собственник недвижимости не согласен с выводами комиссии, он имеет право обратить в суд. Разрешено также и вовсе не обращаться в Росреестр, а сразу оспаривать цену земли в суде. К исковому заявлению прикладываются те же документы, которые нужны для Росреестра
Важно правильно составить исковое заявление. В нем прописывается следующая информация:
- Наименование судебного органа, в которое подается иск.
- Сведения об истце.
- Данные об ответчике. В качестве него выступает территориальное управление Росреестра или комиссия, вынесшая отрицательное решение по вопросу.
- Основания для выдвижения истцом своих требований.
- Сведения о проведенной комиссии и ее решении.
- Опись документов, прилагаемых к иску.
В заявлении также прописывают ссылки на нарушенные, по мнению истца, нормативные акты. Если собственник подает иск об оспаривании действий комиссии, то сделать это он должен в течение трех месяцев с даты вынесения решения. Если владелец ранее не обращался в Росреестр и сразу решил идти в суд, то сделать это можно не позднее пяти лет со дня внесения цены объекта в единую базу данных.
Присутствие истца на судебном заседании обязательно. Он должен доказать правомерность своих требований. Если он не может сделать этого самостоятельно, разрешено передавать полномочия представителю по доверенности.
Оценка земельного участка не занимает много времени и стоит относительно недорого. Поэтому, если у собственника есть веский повод сомневаться в кадастровой стоимости своего имущества, лучше сразу обратиться к экспертам. Заплатив один раз специалистам, удастся в дальнейшем сильно сэкономить на налогах и прочих обязательных платежах.
Не нашли ответа? Остались вопросы?
Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас: *
8 (800) 350-29-83 Федеральный
8 (499) 938-45-81 Москва и область
8 (812) 425-61-42 СПб и область
* Внимание! Юристы не консультируют по адресам и режимам работы МФЦ, порядку оказания государственных и муниципальных услуг и не оказывают техническую поддержку портала Госуслуг. Консультация носит исключительно юридический характер!
Не нашли ответа? Остались вопросы?
Здесь вы можете получить правовую поддержку. Проконсультируйтесь у юриста (бесплатно, круглосуточно, без выходных): *
* Внимание! Юристы не консультируют по адресам и режимам работы МФЦ, порядку оказания государственных и муниципальных услуг и не оказывают техническую поддержку портала Госуслуг. Консультация носит исключительно юридический характер!
Как оспорить кадастровую недвижимости стоимость через комиссию
Если выбран внесудебный способ урегулирования, необходимо подготовить заявление и документы, подтверждающие неправильную кадастровую стоимость объекта недвижимости. После рассмотрения комиссией подготовленного пакета документации изменения будут внесены в реестр.
Шаг 1. Составление заявления
На имя руководителя комиссии при территориальном отделении Росреестр готовится заявление со следующими реквизитами:
- Название комиссии, рассматривающей вопросы по кадастровой оценке.
- Сведения о заявителе. Для физического лица указывают ФИО полностью и адрес. Для организаций указывают точное название, адрес почтовый и фактический.
- Информация о спорном объекте собственности.
- Причины признания кадастровой стоимости неверной.
- Перечень прилагаемых документов.
- Дата и подпись.
Заявление подлежит рассмотрению комиссией согласно регламенту, определенному ст. 24.18 закона № 135-ФЗ.
Шаг 2. Сбор доказательств
Чтобы у комиссии были основания для пересмотра, необходимо подтвердить свои претензии прилагаемыми документами. Не имея подготовленного заявителем пакета приложений, комиссия откажет в рассмотрении заявления.
Согласно , к заявлению прикладывают документы:
- выписка ЕГРН с информацией о кадастровой стоимости;
- копия документа, устанавливающая право на имущество;
- оценочная экспертиза с установлением рыночной стоимости;
- договор купли-продажи, судебное решение, устанавливающий право пользования акт госорганов;
- свидетельство на собственность, выписка ЕГРН.
Отчет об оценке платный. До заключения договора и оплаты услуг оценочной компании следует узнать, имеется ли у исполнителя оценки ЭЦП для заверения электронных документов, которые может запросить суд или комиссия.
Шаг 3. Подача заявления
Подготовив заявление и собрав документацию, следует направить его в отделение Росреестра, в комиссию по оспариванию кадастровой оценки. Вместо личного визита в комиссию можно направить обращение по почте, либо через интернет на портале Госуслуг.
Допускается подача заявления через отделение МФЦ. С момента получения до вынесения решения комиссией отводится 1 месяц.
Шаг 4. Получить решение
О дате рассмотрения заявления заявителю сообщат в течение первых 7 дней с момента получения обращения.
Заинтересованные лица вправе являться на заседания комиссии. Если выносят решение об отказе, заявитель далее обращается в суд. При удовлетворении требований в заявлении комиссия выносит решение об изменении результатов оценки, и далее в 5-дневный срок комиссия публикует свое решение в интернете.
Шаг 5. Внесение изменений
На исправление сведений комиссии отводят 10 дней, в течение которых должны пересчитать кадастровую стоимость.
В случае отказа в удовлетворении требований пересмотреть кадастровую стоимость по причине недостоверных данных о недвижимости, обращаются в судебную инстанцию для обжалования решения комиссии.