Что делать, если категория земли не установлена, и какими могут быть последствия?

Что такое градостроительный регламент?

В законе (статья 1 ГрК) дано очень объемное определение.

Градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

Для целей изменения разрешенного использования нужно просто запомнить, что градостроительные регламенты – это документы, в которых описаны виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны.

Иными словами, чтобы узнать виды разрешенного использования, действующие на вашей территориальной зоне, нужно найти нужный градостроительный регламент.

Основания

Проведение таких мероприятий возможно только по тем основаниям, которые перечислены в действующем законодательстве (статья 14 Федерального закона «О переводе земель…»). В соответствии с положениями этой статьи следует выделить такие основания:

• Определение категории участка в соответствии с данными, содержащимися в базах Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на основании информации, содержащейся в существовавших ранее кадастровых документах на этот участок;

• Отнесение надела к той или иной категории в соответствии с заявлением его владельца на основании имеющихся у него документов, подтверждающих право собственности на участок, в которых указана категория участка (актуально для внесения сведений в ЕГРН при смене собственника участка, если иных документальных подтверждений присвоенной категории участка нет);

• Перевод земельного надела из одной установленной категории в другую (например, из земель сельхозназначения или земель запаса в земли населенных пунктов);

• В случае выявления фактической ошибки в отнесении тех или иных земельных участков к различным категориям (обнаружено противоречие между государственными реестрами земель лесного фонда и сельхозназначения и ЕГРН – будут использованы сведения, содержащиеся в ЕГРН).

Как принимается решение комиссией по смене целевого пользования земли?

В течение 2-ух месяцев, с момента регистрации заявления, при администрации региона, муниципалитета, поселкового совета собирается комиссия. Уполномоченные сотрудники внимательно изучают все документы.

Особое внимание уделяется изменению целевого использования сельскохозяйственных земель. В этом случае требуется решение органов власти более высокого ранга, поскольку государство не допускает уменьшения посевных площадей, без всяких на то, веских оснований

Таким образом, реализуется принцип приоритета сельского хозяйства перед прочими видами деятельности.

Если все правоустанавливающие документы действительны, и у комиссии не возникло вопросов и сомнений по поводу намерений заявителя, выносится положительное решение.

Возврат незаконно занятых земельных участков

Если человек самовольно прирезал к своему наделу часть чужой территории, нужно противостоять ему законными методами. Гражданин, который стал жертвой этого противоправного деяния, должен знать, куда обратиться и что делать в такой ситуации.

Вот как выглядит примерный порядок действий землевладельца, часть территории которого подверглась захвату. Он должен:

  1. Уведомить гражданина, который завладел землей, о том, что его внедрение незаконно.
  2. Выяснить, не имеет ли место мошенничество, незаконное оформление земли в собственность, продажа или сдача в аренду чужого участка.
  3. Если захватчик действует умышленно и злонамеренно, предупредить нарушителя о противоправном характере его поступка и предъявить бумаги, подтверждающие право собственности на землю, например, правоустанавливающий документ, прошедший кадастровую регистрацию и учтенный в Росреестре (ст. 131 ).
  4. Если не удалось своими силами освободить самовольно занятый земельный участок, подать заявление в местную администрацию, которая уполномочена решать подобные вопросы.
  5. В случае отказа органа местного самоуправления потребовать выписку или копию протокола административной комиссии.
  6. Обратиться с этим документом в судебную инстанцию по месту расположения земли.

Виды

Разрешенное использование относительно рассматриваемой категории земель устанавливается в специальном классификаторе. Все наделы, относящиеся к поселениям, в условном порядке могут быть поделены на зоны по территориям.

Указывают такие зоны, как:

  • расположение построек жилого назначения;
  • постройки общественно-делового характера;
  • для ведения предпринимательской деятельности;
  • использования в общественных целях;
  • организации отдыха.

Правовой режим земель

Вышеперечисленные зоны включают в себя несколько видов использования. В том числе:

  • В жилые территории включаются такие виды использования, которые подразумевают строительство построек жилого назначения. Согласно классификатору в них включаются:

    • дома, построенные по типу таунхаусов (блокированный тип);
    • палаточные городки – подразумевается передвижная разновидность;
    • большая этажность включает в себя строительство зданий, выше 8 этажей;
    • средняя этажность – до 8.

    Также могут возводиться жилые дома, являющиеся индивидуальными, например, коттеджи, частные дома и прочее. Кроме того допускается строительство построек бытового назначения, таких как гараж и подсобка. Предусматривается возможность ведения личного подсобного хозяйства с возведением в этих целях частного дома. При этом человек должен иметь основную цель – разведение огорода, сада либо скота.

  • В общественно-деловое назначение включаются наделы, где располагаются постройки, предназначающиеся для предоставления разного рода услуг. Это могут быть ветеринарные сервисы, социальные, коммунальные, медицинские и прочие. На таких территориях создаются учреждения образовательной направленности, культурного развития, проведения научной деятельности.
  • Земли, имеющие своим назначение осуществление предпринимательства, подразумевают создание торговых центров, мест для развлечения, организаций, осуществляющих коммерческую и страховую деятельность.
  • На участках, предназначенных для отдыха, создаются объекты спортивного назначения, туристические зоны, поля, отведенные для прогулок, места для охоты и рыбалки.
  • На землях общего пользования размещаются дороги, тротуары, парковки, скверы, водные объекты и прочие.

https://www.youtube.com/watch?v=lC8tOufJhFY

Основные этапы смены категории участка

Процедура состоит из следующих этапов:

  1. Собственник или арендатор участка собирает необходимый пакет документов и заполняет заявление установленной формы;
  2. Все это передается в комиссию при администрации муниципалитета или поселкового совета, в ведении которого находится земельный участок (если территория является региональной или федеральной собственностью, пакет документов передается в соответствующую администрацию);
  3. Органы власти, за которыми закреплен земельный участок, созывают специальную комиссию. Заявка на изменение категории ЗУ должна быть рассмотрена в течение 5 рабочих дней;
  4. По итогам заседания комиссия выносит решение и составляет акт;
  5. Заявитель знакомится с актом решения комиссии. Если заявка одобрена, в кадастровые и регистрационные документы на земельный участок вносятся изменения. В случае отказа комиссии заявитель может оспорить решение через суд.

Изменение условно разрешенного вида использования земельного участка.

По общему правилу, нет запрета на изменение условно разрешенного вида использования.

Однако, процедуры, которые необходимо пройти, достаточно сложны и затратны.

Тем не менее, если вы собственник участка и хотите выбрать условно разрешенный вид использования, то действовать нужно следующим образом.

Единой формы заявления нет.

Образец можно поискать на сайте местной администрации или в Правилах землепользования и застройки.

В данном заявлении обязательно нужно обосновать необходимость установления условно разрешенного использования участка.

В качестве обоснования можно указать — повышение эффективности использования земли.

В администрациях есть комиссии, которые рассматривают такие заявления.

Как правило, такие комиссии действуют при отделах архитектуры и градостроительства.

Комиссия проверяет заявление, готовит проект решения и организует общественные обсуждения или публичные слушания.

Указанные обсуждения или слушания проводятся в порядке, установленном уставом муниципального образования.

В любом случае, срок проведения слушаний не может превышать 1 месяц.

По результатам общественных обсуждений или публичных слушаний комиссия готовит рекомендации, которые направляются главе администрации.

На основании рекомендаций комиссии глава администрации принимает решение: разрешить или отказать в предоставлении условно разрешенного использования земельного участка.

Отказ можно обжаловать в суде.

3. Изменение условно разрешенного использования участка.

Если глава администрации вынес положительное решение, то оно является основанием для Росреестра установить условно разрешенный вид использования земельного участка.

Обратите внимание: заявитель несет расходы по проведению общественных обсуждений или публичных слушаний. Таким образом, собственник земельного участка имеет возможность установить условно разрешенный вид использования участка, протянув решение через процедуру общественных обсуждений или публичных слушаний

Таким образом, собственник земельного участка имеет возможность установить условно разрешенный вид использования участка, протянув решение через процедуру общественных обсуждений или публичных слушаний.

2-ой способ.

Судебная практика: определение границ участка

Рассмотрим несколько реальных ситуаций из судебной практики, связанных с определением границ земельного участка.

Ситуация №1

 В процессе рассмотрения дел о наложении границ участков судьи опираются на Земельный кодекс Российской Федерации, а также на Федеральный закон № 78-ФЗ «О землеустройстве». Гражданка Д. подала в суд исковое заявление, поскольку выяснилось, что границы ее земельного участка оказались пересеченными с территорией, которая принадлежит юрлицу. Компания отказалась в добровольном порядке согласовать границы ЗУ,  представители компании не явились в суд. В своем иске истица предъявила требования о признании законности установления границ ее земель и удовлетворении в просьбе поставить землю на государственный кадастровый учет. В ходе рассмотрения дела судебный орган признал факт нарушения организацией законного порядка установления межи ЗУ и удовлетворил исковые требования гражданки Д. в полном объеме.

Ситуация №2

 Граждане П. и Б. выяснили, что согласно кадастровым документам на землевладения, им принадлежащие, границы этих объектов пересекаются. Для разрешения ситуации и установления точных границ территорий, собственники П. и Б. обратились в суд с исковым заявлением, предоставив все требуемые бумаги. Судебный орган в процессе рассмотрения этой ситуации воспользовался сведениями из архивного кадастра, отображающими данные о старых границах принадлежащих П. и Б. территорий, и назначил проведение независимой экспертизы с целью установления межи. В итоге после проведенных мероприятий было установлено, что корректно границы зафиксированы именно в документах гражданина Б., в то время как П. надлежит внести соответствующие исправления в свои документы на основании судебного акта. П., в свою очередь, не заявил никаких возражений и исполнил все предписания суда.

Ситуация №3

Вологодский районный суд рассмотрел дело №98-5427/2017.В процессе рассмотрения истцу отказали в исправлении обнаруженной кадастровой ошибки. Причина отказа заключалась в том, что истец требовал признать границы ЗУ, а исправление допущенной ошибки его право не восстановило бы, поэтому суд в итоге вынес отрицательное решение в пользу истца

Важно отметить, что в данном случае истец неправильно указал требования, не обратившись за юридической помощью. 

Ситуация №4

Калининградский районный суд рассмотрел дело №14-77/2017. Гражданин Н. купил земельный участок в собственность и впоследствии обнаружил наложение границ. В Росреестре отсутствовала информация о владельце соседнего участка, то есть, по сути, данная территория являлась собственностью районной администрации, которая в итоге выступила ответчиком. В 2017-м г. было осуществлено определение межи, однако они находились в другом месте формально. Судебный орган изучил все представленные сторонами документы и вынес следующее решение: права гражданина Н. нарушены, поэтому следует удовлетворить исковые требования полностью и установить надлежащие границы ЗУ.

Ситуация №5

Спор об установлении границ ЗУ не может привести к разрешению спора о праве на ЗУ. Удовлетворение исковых требований не влечет за собой прекращение прав ответчика на территорию и никак не способствует защите прав истца. В подобных случаях истец имеет право обратиться с самостоятельным иском об истребовании спорного имущества из незаконного владения (Определение Верховного Суда РФ от 19 декабря 2016 г. №306-ЭС16-17004, дело №А12-26439/2014).

Ситуация №6

Если, в соответствии с заключением судебной землеустроительной экспертизы, невозможно определить межу (то есть предложить подходящий вариант установления границ) ЗУ истца с учетом существующего порядка пользования, требований санитарных и технических норм и правил, а также пересечения с границами ЗУ, информация о местоположении которых содержится в ЕГРН, судебный орган с учетом иных важных обстоятельств дела может вынести решение в пользу ответчика

Так, при рассмотрении дела суд решил учесть заключение судебной экспертизы подобного содержания, а также принял во внимание, что в представленных истцом суду межевом плане и заключении кадастрового инженера нет данных о причинах наложения ЗУ истца на ЗУ ответчиков, его точные характеристики, описание, а также возможные варианты устранения, и что не имеют места те или иные кадастровые (то есть межевые) ошибки, которые были допущены при определении межи и площади ЗУ ответчиков (Апелляционное определение Мосгорсуда от 14 августа 2018 г., дело № 33-35691/2018).

2. Граница земель населённого пункта

Земли населённых пунктов – те территории НП, на которых ведётся застройка. Задача таких земель – развитие города или поселения, к которому они относятся.

Граница земель населённого пункта или поселения – линия на его картах, схемах и планах, отграничивающая его территориальные пределы. Она не может пересекать (статья 83 ЗК РФ):

  • границы муниципальных образований (а также выходить за их границы)
  • линии участков земли, предоставленных физическим и юридическим лицам

Границы земель НП «рождаются» при планировании территорий поселений, в состав которых входят населённые пункты.

В ходе территориального планирования разрабатываются:

  1. генеральные планы поселений, городских округов
  2. схемы территориального планирования муниципальных районов

Они утверждаются органами власти. 

Документы территориального планирования:

  • определяют назначение территорий с учётом социальных, экономических, экологических и иных факторов:
  • разрабатываются в целях:
    • устойчивого развития территорий
    • развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
  • учитывают интересы:
    • граждан и их объединений
    • Российской Федерации
    • субъектов РФ
    • муниципальных образований 

Все органы местного самоуправления имеют полномочия (часть 1 статьи 20 и часть 1 статьи 24 ГрК РФ):

  • по утверждению генеральных планов поселений
  • по задачам перевода земель и/или земельных участков в земли (из состава земель) населённых пунктов

Исключения составляют случаи:

  • включение земельных участков в границы НП:
  • установление или изменение границ НП, расположенных на межселенных территориях

Установление границ населённых пунктов выполняется:

  • в генеральных планах поселений (городских округов)

    • положение о территориальном планировании
    • карту границ поселения
    • карту предполагаемого расположения объектов местного значения
    • карту функциональных зон населённого пункта
  • в схемах территориального планирования муниципальных районов:

    • для НП, расположенных на межселенных территориях:
    • для  сельских НП:
      • с числом жителей – менее 100 человек
      • расположеннных:
        1. на территориях с низкой плотностью жителей
        2. в труднодоступных местностях
    • для НП без статуса поселения и не входящего в состав другого поселения

Исключение в установлении границ сделано также для городов федерального значения: их устанавливают и изменяют  по решению Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Садовые и огородные земельные участки

Помимо ЗК РФ, понятия некоторых видов земельных участков раскрываются в статье 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”:

садовый земельный участок – земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;

огородный земельный участок – земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур;

земельные участки общего назначения – земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.

Как осуществляется незаконное завладение землей

Граждане могут разными способами присваивать себе чужие земельные наделы. Объектами их посягательств становятся как приватные территории, так и общественные аграрные угодья. К примеру, кем-то из соседей осуществляется самовольная постройка с захватом земли общего пользования. Построив на ней сооружения для личных целей, нарушитель сужает проезд к участкам других землевладельцев и попирает их право на беспрепятственный доступ транспорта к дому.

Самовольное присвоение земель, находящихся в собственности других граждан, случается значительно реже, чем самозахват земли общего пользования, поскольку такие случаи устанавливаются очень быстро и могут быть оспорены в судебном порядке.

4. Изучаем Правила землепользования и застройки и информацию о земельных аукционах

На следующем этапе виртуального исследования территории следует посетить сайт органа местного самоуправления. Это необходимо сделать для того, чтобы детально ознакомиться с Правилами землепользования и застройки в границах конкретного населенного пункта или межселенной территории, проверить данные о возможном наличии проекта планировки территории в случае необходимости застройки участка.

И здесь придется пройти своеобразный квест – пространственно соотнести место, которое вы нашли на Публичной карте  и карту из Правил землепользования и застройки с сайта администрации. Но  есть вариант гораздо проще – обратиться к специалистам!

Кроме того, Правила землепользования и застройки могут оказаться единственным источником информации  о территориальных зонах и утвержденных схемах расположения участков в том случае, если сведения о них не отражены на  Публичной карте  (к сожалению, в  настоящее время не по всем населенным пунктам сведения о терзонах отражены на ПКК).

Как отмечалось ранее, приобретение права собственности или права аренды земельного участка на возмездной основе возможно двумя способами – на аукционе  и  без торгов (например, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта).

Если аукцион проводится по инициативе местной администрации, то на торги выставляется уже сформированный земельный участок. Итак, проверяем информацию о проведении торгов
.

В случае, если выставленный на аукцион участок в подходящем месте  вас устраивает, то остается только подать заявку на участие в аукционе.

Цена продажи земельного участка или арендная плата (в зависимости от того, что является предметом аукциона) определяется по результатам торгов.

Если земельный участок не сформирован при отсутствии проекта межевания территории Вам придется самостоятельно совершать действия, связанные сего образованием. Вот в этот момент и понадобится ранее полученная выписка из ЕГРН на кадастровый квартал для  подготовки схемы расположения земельного участка.

Подготовить схему можно самостоятельно, либо обратившись к кадастровому инженеру. Далее следует направить ее в администрацию  с заявлением об  утверждении и  после получения решения администрации о предварительном согласовании обеспечить выполнение кадастровых работ по формированию участка из земель и постановку его на .

Только после этого Вы можете обратиться в муниципалитет уже с заявлением о предоставлении сформированного участка.

Цена  продажи земельного участка либо арендная плата в случае его предоставления без проведения торгов определяется на основании нормативного акта субъекта РФ.

Градостроительное зонирование

Данная процедура производится посредством принятия правил, относящихся к землепользованию и застройке территории. С ее помощью дополняется и развивается основное регулирование деятельности, носящей градостроительный характер. С помощью правил, устанавливаемых относительно использования наделов и их застройки, проводится связь между такой документацией:

  • планировка и территориальное планирование;
  • оказывается воздействие регулирующей направленности на лиц, обладающих правами относительно различных объектов недвижимости, расположенной на территории.

Карта планируемого функционального зонирования

Благодаря зонированию пространства производится раздел участка на разные зоны, в отношении которых устанавливаются границы. Каждый из наделов имеет свой отдельный правовой статус. Также имеется возможность установления некоторых ограничений относительно использования земель.

Когда осуществляется подготовка правил относительно использования наделов и строительства в пределах территориальных зон, учету подлежит:

  • наличие возможности сочетать в пределах одной территории нескольких видов разрешенного пользования;
  • учитывается функциональность зон и параметры, установленные относительно направления, которое планируется применяться;

  • зон планировки и использования, закрепленных в законодательстве;
  • также учитываются изменения, которые будут вноситься в надел;
  • учитывается возможность причинения вреда объектам, имеющим капитальное значение, которые располагаются на смежных наделах.

Относительно линий территориальных зон устанавливается, что они проходят:

  • по линиям, выделенным красным цветом;
  • линиям, относящимся к улицам, магистралям, проездам и прочему;
  • границам наделов;
  • границы муниципалитета;
  • прочее.

При установке градостроительных регламентов учитывается:

  • использование территории и объектов строительства по факту;
  • сочетание на одном наделе разных видов использования;
  • функционал наделов;
  • виды зон территориальности;
  • охрана объектов, относящихся к наследованию культурного характера.

Градостроительная документация распространяется на земли и объекты строительства, расположенные в одной зоне.

Исправление пересечения границ земельных участков в СНТ

Начав юридическое оформление документов на землю и (или) проводя процедуру кадастрового учёта, многие граждане сталкиваются с проблемой, когда границы их участка пересекаются с границами соседского участка.

Такое явление называется «пересечение границ». Что делать владельцу земельного участка в данном случае? Рассмотрим всевозможные варианты решения проблемы в соответствии с действующими законодательными нормами.Законом предписано, что в случае обнаружения пересечения границ, кадастровый учёт немедленно приостанавливается до выяснения причин нарушения и решения данной проблемы.

Об этом говорится в ФЗ о кадастре, а именно в п.2 ч.2 ст.26, который был ратифицирован 24.07.07. При этом данный Федеральный закон предусматривает исключение: если соседний участок является объектом недвижимого имущества, который проходит стадию преобразования.Для решения проблемы, связанной с пересечением границ рядом расположенных земельных участков участков, необходимо максимально точно выяснить причины, по которым произошло пересечение.

Ошибку мог допустить сотрудник кадастрового учёта. Например, данные реестра недвижимости или кадастровый паспорт содержат различные сведения о границах, т.е. данные в этих документах не совпадают.

В таком случае решить проблему очень просто: орган территориального кадастрового учёта сам внесёт изменения. Эта работа не требует финансовых и временных затрат, а также нет необходимости в участии владельца земельного участка.Другое дело, если ошибку допустил кадастровый инженер-землеустроитель в процессе работы на вашем участке.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий