Что такое сервитут земельного участка согласно ГК РФ, как его оформить?

Виды сервитутов

Российское земельное законодательство выделяет два варианта сервитута: публичный и частный. Разделение производится в зависимости от правового значения возникновения договора. Выделяют следующие различия между видами:

  1. Основанием для регистрации в органах Росреестра публичного договора служат региональные нормативные акты или постановления отдельного муниципалитета. Частное ограничение вводится по добровольному соглашению или по решению суда.
  2. Публичный вариант предполагает безвозмездное использование надела. Частный владелец имеет право на денежную компенсацию.
  3. Процедуры введения и прекращения существенно отличаются.

Публичное обременение осуществляется в интересах большого круга лиц. Частное соглашение заключается между конкретными людьми (организациями).

Инструкция по проведению

Мы выяснили, что сервитуты подлежат государственной регистрации. Для её прохождения нужно предварительно оформить и собрать ряд документов. Причем данный список будет различаться в зависимости от вида сервитута и сторон, которые участвуют в этой сделке. Для внесения документов в Росреестр достаточно присутствия одной стороны.

Если документы будет передавать в регистрационную службу третье лицо, то на него должна быть оформлена доверенность на представление интересов одной из сторон. Ее обязательно должен заверить нотариус. При подаче документации нужно предоставить эту доверенность и паспорт лица, на которого она оформлена.

Пошаговый алгоритм:

  1. Сбор документов и оплата госпошлины для частного обременения согласно статье 333.33 п. 31 НК. Государственная регистрация сервитута земельного участка требует предоставления следующих документов:
  2. выписка из ЕГРЮЛ;
  3. доверенность на право представления организации, выданная уполномоченному лицу;
  4. разрешение муниципалитета на установление ограничения;
  5. документ, подтверждающий статус органа местного самоуправления, от которого исходит введение обременения;
  6. постановление об общественных дебатах;
  7. кадастровый паспорт с обозначением зон ограничения.

Государственная регистрация сервитута осуществляется как физическим, так и юридическим лицом:

Для физического лица предоставляется:

  • паспорт;
  • квитанция об оплате госпошлины за регистрацию сервитута в размере 1500 рублей.

Для юридического лица:

  • учредительные документы: Устав, учредительный договора;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • доверенность на право представления организации;
  • платежный документ по оплате госпошлины сервитута в размере 6000 рублей.

Общие документы для всех видов лиц:

  • соглашение – основной документ для установления сервитута;
  • паспорт, выданный кадастровой палатой, с разметкой зон ограничения.

При вынесении дела на рассмотрение в суд основным документом для проведения записи в Росреестре служит решение суда. Оно предоставляется в виде двух копий, заверенных гербовой печатью, с отметкой о вступлении решения в законную силу.

Оформление заявления. Общим для всех участников должно быть заявление о госрегистрации сервитута, образец и бланк которого вы можете скачать ниже. В этом документе указывается от чьего имени устанавливается сервитут или записывается наименование юридического лица, а также контактные данные. Если оформление происходит по доверенности, то указывается ФИО представителя с информацией по нему. В заявление заносится запись о назначении ограничения, указывается на какой участок оно вводится: адрес, кадастровый номер, ФИО собственника. Обязательно вписывается срок ввода ограничения при заключении срочного обременения.
Передача документации на оформление в Единый государственный реестр прав.
Получение подтверждения о постановке на учет. В течение 7 рабочих дней происходит внесение записи регистрации сервитута согласно статье 16 ФЗ № 218. В законе сказано, что датой регистрации считается дата проведения записи в Едином реестре.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

8 (800) 350-29-87Москва

Для правильного составления документов можно привлечь специалиста юридической конторы. Но если необходимости в этом нет, это необязательно. Основной документ, являющийся причиной для введения обременения (соглашение), заверять в нотариальной конторе не нужно, если только нет требования какой-либо из сторон.

Что владелец вправе требовать?

В случаях несвоевременной выплаты за пользование обременением собственник может требовать неустойку.

Штрафные санкции обычно накладываются в процентном отношении к оговоренной в договоре сумме.

Еще одно право собственника земельного участка — это при невозможности нормального использования всей земельной территории после введения ограничения владелец может потребовать выкупить этот участок или предоставить ему новый.

При введении сервитута на земельный надел участвуют две стороны, одной из которых является хозяин земли. Заключается сделка на добровольной основе или, в случае несогласия одной из сторон, по решению судебного органа. На хозяина участка накладываются определенные обязанности по введенному обременению, нарушать которые он не имеет права.

При их несоблюдении на него могут быть объявлены штрафные санкции. Также у собственника сохраняются все права, связанные с землей. Он может распоряжаться ею по своему усмотрению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (Москва) +7 (Санкт-Петербург)

Новая редакция Ст. 274 ГК РФ

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Срок действия сервитута на участок

Статья 23 Земельного кодекса РФ предусматривает, что сервитуты могут различаться по продолжительности действия: они могут быть срочными (ограниченными в действии) и постоянными.

Если определенные факторы, ввиду которых был наложен земельный сервитут, прекратили свое существование, сервитут подлежит снятию. К примеру, устанавливается возможность пересечения конкретного землевладения во время строительства дороги. После того, как указанные работы завершены, обременение полежит снятию.

Действие постоянного сервитута не ограничивается какими-либо временными рамками. Его может отменить наложивший такое обременение орган либо суд.

Каков порядок прекращения сервитута?

Сервитут на землю прекращает действовать при окончании его срока. Возможно снятие его через суд. Для этого с надлежащим иском должен обратиться сам землевладелец.

Окончание действия сервитута подлежит оформлению в органах Росреестра, таким образом происходит снятие обременения с принадлежащего участка.

Установление земельного сервитута допускается лишь при наличии серьезных причин. Его наложение возможно как по соглашению сторон, так и на основании соответствующего судебного акта.

При этом собственник землевладения сохраняет свои правомочия на принадлежащий объект недвижимости даже при установлении земельного сервитута.

Обоснования для установления

Ограниченное право использования утверждается законодательным или нормативным актом РФ, субъекта РФ или органа местной администрации. Он соответствует потребностям федерального масштаба, местного уровня или отдельных граждан и не требует конфискации земель у собственника.

Публичное обременение земли требуется для:

  • прохождения или пересечения на автотранспорте территории земли, включая свободную доступность для граждан береговой зоны и водоема всеобщего предназначения;
  • проведения ремонтных действий на линейных объектах и объектах транспортной структуры;
  • размещения знаков межевания и геодезии и беспрепятственного перемещения к ним;
  • прохождения сельскохозяйственного скота через территорию;
  • установленного правил сенокоса и выпаса животных;
  • временного использования земель для исследовательских работ и т.п.

Кто может требовать ограничение для прохода и передвижения по подъездным дорогам?

Заявить требование на определение ограниченного использования по ст. 274 ГК РФ вправе:

  • собственники соседствующих земельных площадей;
  • физические лица, которым передана земельная площадь в наследство пожизненно;
  • физические лица, которым выделена земля на правах бессрочного пользования;
  • землевладельцы и землепользователи, которым затруднительно в полной мере реализовывать свои правовые возможности без определения сервитута на проезд, проход.

У вас в собственности есть лесной участок? Необходимо установление сервитута на подобную категорию земель? Не знаете нюансов процедуры?

Необходимость реализации сервитутного права

Реализация сервитутного права связана с необходимостью ограничить права, физических и юридических лиц в некоторых аспектах. Наложение сервитута позволяет адекватно:

  • Организовать проезды, переход по частной территории.
  • Установить время, границы провоза машин, спецтехники под объект в границах строительства.
  • При обнаружении инженерных сетей решить вопросы как пользоваться общим участком земли в суде, мирным путём.
  • Определить целесообразность использования земельных угодий под организацию: пастбища, выгон и ведение скотоводства.
  • При частном строительстве прокладывать водоводы, каналы, арыки, вести инженерные коммуникации.

Устанавливают сервитут на земельный участок в двух случаях:

  1. Для обеспечения нормальной эксплуатации, реализации конкретных работ, позволяющих удовлетворить нужды соседнего участка.
  2. Для получения разрешения использовать землю, если необходимо сделать доступ к участку или территории, по которому перекрыто движение, нет возможности производить работы строительства: выемку грунта, возводить защитное инженерное сооружение, здание, коммуникации: связи, сетей электрики, отопления, газа, ГВС, ХВС.

Внимание! Инициатором ввода ограничений выступает владелец либо государство

Плата за использование земли

Законодатель наделил землевладельца правом требовать платы за эксплуатацию заинтересованным лицом его участка. Конкретный размер платежей за такое землепользование определяется соглашением сторон либо решением судьи.

К примеру, землевладелец может потребовать сумму, равную арендной плате за ту часть земли, которая им была предоставлена для прохода соседей.

На величину платежей за сервитут могут влиять:
  • реальные расходы собственника земли на обеспечение условий для землепользователей (допустим, поддержание исправного состояния дорожного покрытия, по которому проезжают соседи);
  • интенсивность, характер пользования землей лицами, в пользу которых устанавливалось земельное обременение;
  • размеры фактического ущерба, а также упущенной выгоды, возникшие у собственника из-за невозможности исполнить какие-то обязательства перед контрагентами в результате добровольного или принудительного наложения сервитута на землю (например, собственнику земли пришлось расторгнуть арендное соглашения из-за обременения).

Тем не менее, стороны не обязаны руководствоваться приведенными расчетами и вправе устанавливать своим соглашением любой размер оплаты либо предусматривать безвозмездное пользование землей.

Если стороны в суде ведут споры о размере платы за использование земли, судья может назначить для определения суммы специальную экспертизу.

Различия установления платы за публичный и «частный» сервитут

При определении размера платы за сервитут имеет значение то, является ли сервитут публичным или «частным».

Установление размера платы при «частном» сервитуте

П. 5 ст. 274 ГК РФ установлено, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Земельное законодательство также устанавливает, что собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (п. 6–7 ст. 23 ЗК РФ).

Таким образом законодатель наделяет правом при установлении сервитута устанавливать плату за пользование части земельного участка. При этом споры зачастую касаются не столько установления платы за сервитут, а сколько ее размера.

Вопрос алгоритма или методики определения размера платы, особенно в отношении срочных сервитутов, остается открытым. Законодательно не закреплено, как именно должен определятся размер платы, за исключением требования соразмерности интересам лиц, чьи права ограничиваются. Размер платы должен устанавливаться адекватно, а не из принципиальности или вредности собственника земельного участка, обремененного сервитутом. Он должен реально зависеть от ограничений и неудобств, которые претерпевают собственники земельного участка в случае установления сервитута. При несогласии размера платы вопрос необходимо будет решать в суде, которым будет принято решение о соотнесении соразмерности платы за сервитут и возможности наименьшего обременения собственника земельного участка.

П. 12 Обзора ВС РФ указывается, что плата за сервитут определяется исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом. В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами. При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком. Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов сторон необходимо учитывать конкретные условия пользования и объем сервитута.

В случае, если, например, произошло увеличение объема ограничения его прав, увеличилось количество использования земельного участка (стало в несколько раз больше проходить единиц техники и пр.), условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом (п. 13 Обзора ВС РФ).

Комментарии:

* С 01.10.2019 г. истец самостоятельно должен направить исковое заявление и приложения к нему участникам процесса

До 1 октября 2019 года истец направлял в суд копии искового заявления и приложений к нему по количеству ответчиков и третьих лиц, а уж суд направлял полученные документы всем указанным в иске участникам процесса.

С 1 октября 2019 года истец должен самостоятельно направить другим участникам процесса копию иска и иные приложенные к иску документы, а в суд представить подтверждение их отправки (п. 6 ст. 132 ГПК РФ).

В п. 6 приложения к приведенному исковому заявлению следует сослаться на “уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление ответчику копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют”.

Определения понятий: “сервитут”, “публичный сервитут”, “соразмерная плата за сервитут”.

Исковые заявления о сервитуте (иски об установлении сервитута; иски о прекращении сервитута; иски об установлении или изменении платы за сервитут

Примеры решений судов об установлении сервитутов (примеры того, как суды формулируют резолютивные части решений об установлении сервитутов)

Подведомственность споров об установлении, изменении, прекращении сервитута

При решении вопроса, какому суду – общей юрисдикции или арбитражному – надлежит рассматривать дело об установлении, изменении условий, прекращении сервитута, необходимо учитывать в совокупности субъектный состав участников спора и характер правоотношений (см. подробнее п. 2 “Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года).

Обязательный досудебный порядок урегулирования спора об установлении сервитута законодательством не предусмотрен

См. подробнее п. 1 “Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года)

Установление земельного сервитута при отсутствии иной возможности пользования участком

Сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом) (см. подробнее п. 7 “Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года)

Условия сервитута лишают возможности использовать участок в соответствии с разрешенным использованием

Не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием (см. подробнее п. 8 “Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года)

Определение судом всех условий сервитута, на которых он устанавливается

В “Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года содержатся следующие разъяснения:

Удовлетворяя исковые требования об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается, а именно:
– сведения о земельных участках, для обеспечения использования которого установлен сервитут и который обременен сервитутом,
– содержание сервитута,
– вид сервитута,
– сферу действия,
– срок сервитута,
– условия о плате за сервитут,
– виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ, и пр.

См. подробнее п. 10 Обзора практики

Установление сервитута при нескольких вариантах прохода (проезда) к земельному участку

При наличии нескольких вариантов прохода (проезда) к земельному участку через соседний земельный участок суду следует исходить из необходимости обеспечить баланс интересов сторон и установить сервитут на условиях, наименее обременительных для собственника земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут (см. подробнее п. 9 “Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года)

Плата за сервитут исходя из принципов разумности и соразмерности

Плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей (см. подробнее п. 12 “Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года)

Прекращение сервитута

Ограничение снимается в следующих случаях:

  • закончен срок соглашения;
  • стороны пришли к совместной договоренности о прекращении действия ограничения;
  • отпали основания для обременения. При этом стороны могут это оформить соглашением. А если какая-либо сторона противится, то по судебному решению;
  • изменилось обременение. Тогда старое прекращается, а новое вступает в силу.

Факт прекращения ограничения надлежит погасить в Ростреестре. Для этого подается заявление и документы (судебный акт, соглашение) о погашении записи об обременении.

Если меняется собственник земли, в пользу которого назначен сервитут или чье право наоборот обременено, то обременение сохраняет свою силу на прежних условиях.

Например, заключен договор купли-продажи земли. В договоре должно быть указано на обременение и покупатель недвижимости после оформления собственности на себя обязан соблюдать уже установленные правила. 

Зачем нужен земельный сервитут?

Потребность в сервитуте возникает у собственников соседних территорий, но не ради расширения своих площадей, а для возможности пользоваться своими участками за счет земель соседа.

Установление сервитутов на земельные участки может потребоваться по разным причинам.

  • Пример 1: на участке земли, принадлежащей частному лицу, расположен природный источник воды, который не может принадлежать ему на праве собственности, и собственники соседних земель могут попросить или потребовать права прохода к этому источнику и забора из него воды.
  • Пример 2: ведутся строительные работы на выделенном участке земли, однако водопровод к строящемуся дому можно провести лишь через соседний участок, законным правообладателем которого выступает гражданин. Для монтажа требуемых коммуникативных систем на этот участок земли устанавливают обременение в виде сервитута, и компания, осуществляющая строительство, может законно использовать конкретную часть участка для оговорённых целей.

Сервитуты в отношении земельного участка это последний вариант решения земельной проблемы, когда все иные возможности исчерпаны. Для каких-то несущественных целей сервитут требовать нельзя, например, к участку есть дорога, но она не такая короткая. В этой связи получение доступа на чужой участок, чтобы ехать напрямки, сократив пару сотен метров, не допустимо.

По своей сути сервитут это та же аренда, только её заключение является вынужденной мерой для обеих сторон. Тоесть собственник земли наряду с получателем сервитута может продолжать пользоваться обремененной частью участка.

Земельные сервитуты могут налагаться:

  • и по соглашению лиц, желающих использовать землю, с собственником земли;
  • и в принудительном судебном порядке, без получения его согласия.

Тем не менее, претендовать на регистрацию сервитута вправе лишь лицо, у которого нет другой возможности реализовывать свои права без получения разрешения ограниченно эксплуатировать чужую землю.

Установление размера оплаты при публичном сервитуте

При публичном сервитуте порядок определения размера платы может устанавливаться отдельными нормативными актами.

В частности, в отношении полосы отвода автомобильной дороги в соответствии с п. 3–4 Порядка определения платы за публичный сервитут в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, утвержденного Приказом Минтранса России от 05 сентября.2014 г. № 24 (Зарегистрирован в Минюсте России 28 октября 2014 г. № 34478) размер платы за такой публичный сервитут определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,12% кадастровой стоимости земельного участка в год. В случаях, если публичный сервитут предполагает использование части земельного участка, плата за публичный сервитут определяется пропорционально площади указанной части земельного участка.

Также существует специфический сервитут, который не подлежит государственной регистрации. Так, согласно п. 6 ст. 18 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 43 «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, плата за установление сервитута устанавливается в размере от 0,1 процента до трех процентов кадастровой стоимости части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут.

Размер платы также может устанавливаться нормативным актом государственного или муниципального органа власти, установившем сервитут. В случае неустановления такой платы или несогласия с такой платой не запрещено обращение в суд для определения соразмерной и справедливой платы, если права владельца земельного участка существенно нарушаются.

При установлении платы за сервитут необходимо учитывать разницу между сервитутом временным и постоянным. Если сервитут устанавливается на определенный срок, то есть возможность рассчитать убытки, которые будут причинены собственнику за период действия сервитута. Если же сервитут бессрочный, то можно лишь рассчитать убытки, которые будут причиняться собственнику служащей недвижимости за определенные периоды, например, ежемесячно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий